Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Какие миры бывают в литературных произведениях?

Первый тип – мир нейтральный. Он почти не привлекает читательского внимания и служит лишь декорацией для истории.

Второй тип – мир помогающий. Это мир-сцена и мир-идея. Оба типа связаны с сюжетом, но в разной мере.

Такой мир не просто декорация. Он влияет на героев, их действия, сюжетные повороты. Это некая среда, которая учитывается ещё на этапе разработки характеров персонажей.

Как проверить статус помогающего мира? Попробовать изъять героев и события, переместив в другой мир. Например, из древности в современность. Если получается сделать это без ущерба истории и кардинальных изменений, мир не является помогающим.

Мир-сцена, как раз и является элементом, влияющим на сюжет, героев. С его помощью автор расставляет нужные акценты. А мир-идея образует весь сюжет. Без него история вообще не мыслима. Пример такого мира «Солярис».

Что дает мир:

  1. Внутреннее пространство и фактуру (детали, фон, обстановку).
  2. Достоверность и убедительность.
  3. Простор для построения сюжета.
  4. Особую атмосферу, настроение.

Основные задачи мира помогающего:

  1. Создать единое целое, в котором органично сплетены герои, сюжет и базовый конфликт, фон истории (фактура).
  2. Объединить происходящее в пространстве и времени. Это происходит, если автор хорошо продумал предысторию (даже, если это не описано подробно в тексте).

В результате у читателей создаётся иллюзия сверхреальности. Вымышленный мир кажется существующим где-то в параллельной реальности.

Как создается единое пространство:

  1. Персонажи и их характер являются продуктом воздействия мира. Это важный момент!
  2. Базовый конфликт тоже завязан на особенности мира.
  3. Условия мира влияют на сюжетные перипетии (напрямую или опосредствованно). Проще говоря, на действия героев влияет не только внутренний конфликт и взаимодействие с другими персонажами, но и внешние обстоятельства, касающиеся мира (погода, какие-то политические, социальные моменты).

Как объединить происходящее в пространстве и времени? Включить в сюжет исторические отступления. Каким мир был раньше, до текущих событий? В фэнтези это легенды, поверья.

Как создается иллюзия сверхреальности? Здесь важно понять, для чего читают книги. Во-первых, для приобретения нового опыта. Во-вторых, для обучения чему-то. В-третьих, для побега от повседневности. И, в-четвёртых, для получения ярких эмоций.

Художественную литературу выбирают, прежде всего, для побега от реальности и сильных эмоций. Это дает фэнтези и фантастика. Читатель попадает в иллюзию сверхреальности, когда полностью погружается в вымышленный мир.

Третий тип – мир вредящий, так называемый мир-глыба. Он присутствует в тексте, как громоздкая конструкция, отвлекая внимание читателя.

Вредящим мир произведения делают ошибки, допущенные автором, такие как:

Отсутствие связи или слабая связь мира с героями, конфликтом и сюжетом. Это не совсем ошибка, ведь по подобному принципу строится нейтральный мир. Но если автор дает подробную информацию, читатель обязательно задастся вопросом — а зачем это делается, ведь мир ни на что не влияет?

Отсутствие баланса между информацией и миром. Например, для рассказа не требуется глобальная проработка мира. Информация и детали могут быть лишними. Нужно, чтобы читатель не отвлекался на «рюшечки». Другое дело – психологическая проза. Здесь детали важны.

Также важно соблюдать баланс между детализацией и динамикой. Детализация всегда снижает темп повествования. Поэтому в активное действие детали не включаются.

Плохая (слабая) проработка мира. Что здесь подразумевается? Недостоверность (нет картины мира), противоречивость в структуре (костяке, образующем сюжет), сумбур (нет единой системы мира).

Когда мир станет вредящим? Он превратится в глыбу, отвлекающую внимание читателя, если:

  • Нет логики (плохая конструкция). Есть нестыковки, противоречия, сумбур.
  • Неудачно введен в повествование. Нет баланса между информацией о мире и самим сюжетом.
  • Не совпадает по масштабам с текстом. Слишком много ненужной для читателя информации.
  • Не включен в сюжет (автор не знает, что с миром делать). Глобальная задумка не используется. Здесь лучше перевести мир в нейтральное состояние, убрать лишние декорации.

Как сделать мир помогающим?

  1. Первое: всё придуманное автором должно влиять на сюжет.
  2. Второе: соблюдение масштаба. Сложный мир не нужно вставлять в рассказ!
  3. Третье: вся информация о мире вводится постепенно (сбалансировано), через персонажей, их взгляд. Это особенно важно при написании от первого лица.

Принципы работы с миром

Первое, что нужно автору – это определиться с объемами произведения и художественными задачами.

Второе – фиксировать все, встречающиеся по мере проработки мира противоречия. Например, записываются новые детали, возникшие при написании сцены, если они в чем-то противоречат уже готовому тексту. А потом дорабатывается черновик.

Важно: легче всего исправить любое обоснование при создании мира через упрощение! В идеале на один роман должно быть не больше двух-трех сложных концепций.

Третье – контролировать подачу информации. Что здесь важно?

  • Не вводить детализацию, где она не уместна (например, в динамичных сценах).
  • Акцентировать внимание только на самом важном. О сюжетообразующих элементах принято упоминать не менее трех раз!
  • Давать обоснования согласно концепции мира, его условий (придавать некое наукообразие, вводить ограничения, устанавливать правила и строго им следовать).

Четвёртое – отслеживать влияние мира на сюжет и героев. Чтобы мир создавал особую атмосферу, увлекал читателя.

error: