Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Как говорит один рецензент известного в России издательства, у современных авторов «эльф на орке и гномом погоняет». И это уже настоящая проблема отечественного фэнтези. Авторы не создают что-то новое, паразитируя на хорошо известных широкому читательскому кругу образах. Для коммерческой выгоды это неплохо, а вот для авторского мира такой подход вряд ли полезен.

Поэтому, как придумать расу для книги в жанре фэнтези или фантастики – вопрос отнюдь не праздный. И что характерно, чёткого ответа на него в интернете нет. Потому что, задаваясь таким вопросом, автор ищет оригинальную идею, а не рецепт очередного шаблонного мира. А найдя такую идею, он не склонен ею делиться с потенциальными конкурентами.

Но все равно попробуем извлечь из массы многословных советов некое полезное зерно, действительно помогающее в творческом процессе.

О начальных понятиях

Для начала определимся с понятиями и терминологией. Это важно.

Раса – группа разумных существ, схожих по биологическим признакам, обитающая на определенной территории.

Соответственно, популяция – группа, принадлежащая одному биологическому виду, которая длительное время обитает на одной и той же территории.

В популяции находится достаточное количество особей, обеспечивающих её продолжительное существование, благодаря чему группа не вымирает. Типичные особенности (например, длинная шерсть) передаются в популяции по наследству. При достаточном накоплении неких особых признаков их количество перерастает в качество – происходит эволюция, иногда с расщеплением популяции на две схожие расы.

О среде обитания

Еще один важный момент: среда обитания напрямую влияет на внешний вид и функциональность любого живого существа, так как от приспособленности к внешним условиям зависит выживание и возможность продолжения рода.

Поэтому мир — его география, климат, карта разрабатываются до создания рас.

При разработке мира важно придерживаться:

  • а) логики;
  • б) общепринятых физических законов или же логического объяснения каких-то авторских допущений (нужно иметь хороший обоснуй, если в мире работают другие физические законы).

«Придумать зелёное солнце может каждый дурак, но не каждый может придумать мир, в котором это солнце смотрелось бы естественно.» — заявил некогда Толкиен.  То же самое можно сказать и об авторских расах.

От мира во многом зависит внешний вид героев, их привычки и навыки, поведение и характер.

Об этом читайте подробно здесь:

Мир произведения – продумываем климат

Мир произведения – как связать климат с настроением?

Мир произведения — светила небесные

Как создать (нарисовать) карту вымышленного мира?

С чего начать?

Основные вопросы, на которые следует ответить автору:

  1. Чем отличаются расы друг от друга?
  2. В каких регионах мира, согласно карте, они развивались?
  3. Какие в этих местностях географические и климатические особенности? Как именно они повлияли и продолжают влиять на расы?
  4. В каких взаимоотношениях находятся расы? Кто с кем дружит, торгует, воюет?

Об уникальности и эксклюзивной изюминке

Конечно, создать что-то своё, полностью уникальное, очень трудно. Да и нужно ли это делать? В ряде случаев «овчина выделки не стоит». Но зато даже начинающему писателю по силам скомпилировать ранее созданные вымышленные и/или реально существующие расы, чтобы получить свой эксклюзив.

Одним словом, можно взять уже готовое существо. Поселить его в своем мире и приспособить под среду обитания таким образом, чтобы оно чувствовало себя там вполне комфортно.

В реальном мире эволюция одаривает живых существ всем необходимым для существования, но при этом она же не любит излишеств. Например, в мире, покрытом океанами, уместно иметь между пальцами перепонки для облегчения плавания. Но второй и третий ряд перепонок будет лишним и ненужным.

То есть, облик нового существа должен быть:

  • а) логически обоснованным (средой обитания, в первую очередь);
  • б) гармоничным во всех смыслах.

Даже простое объяснение странного внешнего вида религиозными традициями или модой лучше, чем молчание автора и отсутствие четко прослеживаемой логики.

Читатель мыслит определенным образом, он как бы привязан к известным ему физическим законам, физиологии земных существ, земному социуму. Ему легче принять и понять персонажа, близкого к человеческому восприятию.

План создания расы

Опираясь на всё вышеперечисленное, попробуем создать «экспериментальный образец» — представителя некоей расы мира фэнтези (ну, или фантастического мира – принципы те же).

Среда обитания или биом (совокупность экосистем)

Для начала определимся с местом жительства. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Какая в мире гравитация?
  • Какие температурные условия?
  • Где именно живет раса? Например, в воде, огне, в подземельях, непролазных лесных чащах, и так далее.
  • Чем питаются эти живые существа?

И, пожалуй, самый важный вопрос – это человеческая или нечеловеческая раса? Относится ли она к гуманоидам? С гуманоидами по понятным причинам писателю работать легче.

Социальные связи, семья

Теперь разберемся, как взаимодействуют отдельные представители расы внутри своей популяции, и как они относятся к ближайшим соседям (не обязательно принадлежащим к той же расе).

Базовые вопросы:

  • Гендерные отношения: однополые или разнополые существа?
  • Приветствуется брак или свободные отношения? Кто главный в семье? Какие семьи преобладают: большие или маленькие? Допускаются ли браки с другими расами?
  • Семьи моногамные или полигамные? Может быть, здесь в традиции огромные гаремы?
  • Насколько существа агрессивны к чужакам и незнакомцам? Ведут бесконечные войны или всегда дружелюбны?
  • Каковы их интеллектуальные особенности, уровень образования и вообще способность к обучению, творчеству, искусству?
  • Что именно ценится в обществе больше всего?

Исторические особенности

Для этого пункта удобнее всего создать небольшую таблицу или шпаргалку, которая поможет при написании истории. Писателю важно не забыть значимые детали из прошлого, ключевые для мира и рас исторические события.

Базовые вопросы:

  • Доминирует раса или находится в угнетенном положении? Почему? Как долго?
  • Какой образ жизни ведут ее представители: оседлый или кочевой? Чем именно занимаются?
  • Взаимодействую или нет с другими расами, и как именно?
  • Живут ли отдельные представители или небольшие группы – выходцы из этой вымышленной расы среди других существ? Есть ли какие-то особенности у такой ассимиляции? Могут ли заключаться межвидовые браки и рождаться полукровки?

Важно понимать, что ни одна раса не берется из ничего. У нее есть своя история, прошлое. А значит, кроме исторической правды, хорошо известной автору, существуют и легенды, которые автор вкладывает в уста персонажей при каждом удобном/подходящем случае.

Распространять легенды могут как сами герои – представители вымышленной расы, так и некая элита, правящая верхушка (в том числе, конкуренты и недоброжелатели, принадлежащие другой расе). Причина проста – кто-то что-то скрывает с определенной целью или преувеличивает, искажает. Легенды быстро обрастают слухами и сплетнями.

Представителей расы или всю расу могут презирать, преследовать или бояться, уважать благодаря правильной подаче истории и прошлого через легенды.

Читать больше:

Мир произведения: легенды, поверья, приметы

Мир произведения: создаем прошлое (исторические вехи и глобальные события)

Государство и политика

Это самый интересный пункт, позволяющий развить сюжетную линию, «облепить» ее интригами.

Базовые вопросы:

  • Это одиночки или централизованное общество?
  • Какая у них форма правления? Демократия, монархия?
  • Есть ли жрецы (шаманы, священники)? Присутствуют ли старейшины, вожди, может быть, есть монарх или высший совет?
  • Какими политическими/государственными ценностями живет общество?
  • Есть ли армия? Насколько она сильна? Защищает или чаще нападает?
  • Есть ли разделение между слоями общества? Каковы особенности этих слоев? Эксплуатируют ли представители одного слоя выходцев из другого, и как именно?

Язык

Теперь поговорим о средствах коммуникации – языке и письменности.

Конечно, разработать новый язык с нуля под силу лишь дипломированному филологу. Но придумать какие-то речевые особенности, все-таки, можно.

Например, набросать имена и фамилии главных героев. Может быть, все фамилии будут начинаться с какой-то определенной буквы или слога?

Стоит также определить заранее, будет ли упоминаться отчество. Дать наименование нескольким важным для сюжета городам, географическим объектам, регионам. Всё это под силу даже без знания лингвистических тонкостей.

Возможно, имеются некие магические или ритуальные формулы? Где они используются и как звучат?

Система исчисления

Что касается системы цифр и летоисчисления в целом, тщательно их проработать – первостепенная задача для автора.

Чтобы впоследствии не ошибаться и не использовать привычные нам «месяцы, сантиметры, килограммы» и тому подобные меры исчисления, записывайте оригинальные названия в черновик при создании каждой новой расы.

Например, время можно измерять в сгоревших поленьях, а рост и расстояние в локтях или пядях. Да, это не слишком оригинально, но и явным заимствованием из реального мира книгу не испортит.

У цифр могут быть также и магические значения помимо, так сказать прикладных, чисто математических.

Религия и культы

Вера или ее отсутствие – важный фактор для любой разумной расы.

Базовые вопросы следующие:

  • Раса религиозна или относится к атеистам?
  • Был ли религиозный культ раньше? Он сохранился или от него отказались? По какой причине?
  • Если атеисты вдруг построили храмы и начали верить, почему это произошло?
  • Есть ли у расы тайные мистические культы? В чем их особенность?
  • Какую роль культ играет в жизни общества и семьи? Влияет ли он на политику, экономику?
  • Какие религиозные символы используются? Чем они изменяют или дополняют внешний вид придуманной расы?

Магия и медицина

Для начала следует определиться, будут ли знания в сфере медицины и/или магии доступны всем желающим?

Базовые вопросы:

  • Владеет ли раса магией? Если да, то какой именно, и кто владеет? Все ли могут обучиться магии?
  • На каком уровне находится медицина? Кто, где, чем лечит больных? Все ли могут обучиться медицине?

К слову, магия едва ли не главный признак фэнтезийной истории. И вводя ее элементы в создаваемый мир проще всего упереться в шаблоны. Поэтому в этом вопросе, как и в любом другом при создании расы или мира, необходимо полагаться на логику и не терять бдительность.

Ранее использованную в литературе магию придется тщательно доработать с учетом особенностей созданной расы и среды ее обитания. Только таким способом удастся избежать шаблонов и чужих заготовок.

На заметку! Часто магические свойства выглядят «костылями», на которые опирается неопытный автор при построении сюжета и выписывании характеров главных героев. Хорошо, если свои проблемы они станут решать не только с помощью огненных магических шаров или каких-то мистических помощников, наделенных сверхспособностями.

Детали – наше всё!

Поработав большую часть облика и образа жизни новых существ, можно позволить себе пару завершающих мазков — ярких особенностей расы.

Примеры вопросов, которые автор может себе задать:

  • Какую «культурную программу» предпочитают ее представители? Они вместе поют, танцуют, прыгают через костры или… пропасти? Может быть, устраивают массовые оргии или, наоборот, предаются посту?
  • Как выглядят их жилища? Что в них интересного и необычного для гостя этого края? Есть ли местные архитектурные достопримечательности?
  • Какая необычная одежда, прически, украшения имеются? Тут автору в помощь Википедия и видеоролики о путешествиях в другие страны, а также фотозарисовки известных путешественников нашего времени.
  • Как и какое оружие здесь изготавливается?
  • Есть ли необычные музыкальные инструменты? Возможно их используют в ритуалах?
  • Есть ли знаменательные культовые действа, общественные праздники?
  • Присутствуют ли сильные/слабые стороны у этой расы? Возможно, это лучшие бойцы? Или они грешат поголовным пьянством?

Подобных вопросов множество! Всё зависит от авторской фантазии и желания отыскать нужные детали, а также логики развития сюжета.

Как назвать?

И напоследок – какое имя дать созданным существам?

Базовые вопросы:

  • Какое иностранное слово лучше всего отображает основное качество или черту этой расы?
  • Возможно, какое-то русское слово или даже словосочетание можно изменить, чтобы описать расу? Например, убрать или добавить буквы, переставить слоги.
  • Можно ли к уже известным названиям фантастических рас/существ добавить что-то свое? Простой пример: эльфы – горные эльфы, русалки – озерные русалки. Сделать это проще всего. Но стоит ли настолько упрощать задачу? Здесь каждый автор решает для себя сам – выделиться или же следовать уже проторенной дорожкой.

В поисках свежей идеи можно просмотреть каталоги известных брендов, магазинов, торговых сетей, а также тематические справочники, атласы, словари. Иногда и здесь удается отыскать подходящее название, которое при небольшой доработке идеально вписывается в книгу.

В заключение

Самая большая проблема, возникающая при разработке новой фантастической или фэнтезийной расы, — это опасность увязнуть в деталях. Когда автор месяцами выписывает «энциклопедию» собственного мира вместо работы над книгой.

Здесь можно сказать только одно: лучшее враг хорошего. Прописывайте детали создаваемой расы только в той мере, в которой это действительно важно для сюжета и главных героев.

А «энциклопедию» оставьте до лучших времен, когда благодарные поклонники вашего таланта сами захотят узнать, в какой цвет красят уши жрецы и как звучит колыбельная для рожденного в рогатое новолуние избранного.

Все этапы построения мира — читать

error: