Основные признаки бестселлера:
- Уникальность атмосферы или мира.
- Достоверные, яркие герои.
- Острые конфликты, буквально борьба на грани жизни и смерти.
Содержание:
Базовые понятия для построения мира
Для чего важна проработка мира? Автору легче создать иллюзию достоверности. Когда есть много деталей, герои живут в определенной обстановке, а не висят в вакууме. Читатель может погрузиться в историю. А автору в свою очередь проще создавать сюжетные повороты и давать обоснование чего-либо.
Как работать над миром? Создавать с нуля, как в фантастике или фэнтези. Дорабатывать реальный мир, как в мистике или городском фэнтези, хорроре. Исследовать реальный мир, как в современной прозе, детективах, любовном романе, историческом романе.
Важные моменты проработки мира:
- Поиск или придумывание конкретики. Здесь важны яркие, но узнаваемые детали.
- Не нужно усложнять на ровном месте, углубляясь в лишние описания.
- Также можно добавлять необычное к обычным вещам или явлениям.
Базовые понятия для создания героя
Чтобы создать героя, нужно исходить из стереотипа (шаблона). К нему добавляют уникальные черты, противоречащие шаблону, и некие узнаваемые детали.
Пример: Золушка (стереотип) + доброе сердце и скрытая красота (уникальные черты) + туфельки из хрусталя (узнаваемая деталь).
Основные принципы конструирования:
- Представить стереотипного героя с учетом своего жанра. Почему важен стереотип? Читателю легче узнать такого героя. Он ему изначально интересен.
- Придумать одну или две черты, ломающие стереотип, чтобы удивить читателя. И дать этому хорошее обоснование, не нарушая логику характера.
- Выстроить предысторию героя и его характер с учетом стереотипа и уникальных черт.
- Учесть нестандартность героя в развитии сюжета.
Как создать конфликт?
Виды конфликта:
- Внутренний. Борьба героя с самим собой (конфликт принципов, целей, черт характера – их противоречивость).
- Внешний. Борьба с окружающей средой (катаклизмы, экстремальные условия), обществом (борьба, противостояние, неприятие чего-либо), другими персонажами.
- Фоновый. Такой тип конфликта обычно вписан в сам мир. Примеры: противостояние сил добра и зла, как в классическом фэнтези; война или вторжение, как в фантастике или историческом романе; конкуренция, как в историях о реальном мире.
Обычно в жанровой литературе такой, как фантастика или фэнтези, преобладают внешние конфликты. А внутренние их дополняют. В психологической прозе, наоборот, внутреннее преобладает над внешним давлением на героев.
В хорошей истории типы конфликтов всегда сочетаются!
Принципы создания конфликтов:
- Острый конфликт касается героя!
- В хорошей истории конфликтов всегда больше одного, даже если вначале просматривается только один из них. А кульминация решает все эти конфликты. Есть и другой подход – конфликты сменяют друг друга. Здесь важно показать постепенное нарастание давления на героя.
Что важно знать?
- Первое. Конфликты всегда завязаны на прошлое героя. Нужно показать предпосылки, дать обоснование (что привело к конфликту).
- Второе. Окружение и мир тоже создают герою проблемы. Нельзя жалеть героев!
- Третье. Но у героя есть «ружья» — возможность для разрешения конфликтов. Их автор «развешивает» заранее.
Как разработать идею?
При разработке идеи можно отталкиваться:
От героя. Изначально у автора есть герой, со своим прошлым, интересным характером, жизнью. Здесь требуется некая стартовая ситуация (поиск ответа на вопрос «а что, если?»). Также важно задать цель для героя.
Что еще нужно:
- Хорошо узнать героя.
- Создать для него окружение.
- Поместить героя и придуманных персонажей в некое окружение (дать друзей, врагов, семью, принципы, любимое дело), задав им ограничения (правила игры, взаимозависимость).
И от сюжета. У автора представление о герое в общих чертах. Но есть понимание стартовой точки – ситуации, запускающей всю историю и конфликт. И примерный финал истории. Здесь нужна доработка героя, проработка его характера в соответствии с задумкой.
Что важно:
- Создать увлекательную завязку, если герой не очень яркий.
- Продумать перипетии (приключения для героя).
- Проработать мир, дополнительные детали.
- Оживить героя, чтобы он выглядел более-менее достоверным.
Как начать работу над книгой?
С чего начать зависит от жанра:
Для фэнтези и фантастики важно стартовать с разработки мира. Далее создается герой и конфликт.
В психологической, исторической прозе отталкиваются от героя. Следом идет конфликт и только после него проработка мира (он здесь не создается с нуля, нужно исследование существующего мира).
Для детектива, мистики, хоррора, любовного романа одинаково важна обстановка и сами герои. После чего работают над конфликтами, не сильно выбиваясь из шаблона, принятого в жанре.