Если автор пишет литературно-художественные тексты, имеющие чётко выраженный сюжет, многое зависит от того, какой литературный жанр произведения он выбрал. Будет странно, если события фэнтезийной истории вдруг произойдут в космосе – эльфы развяжут межгалактическую войну. Или любовная мелодрама начнёт прерываться детективным расследованием. Читатель с большой долей вероятности закроет такую книгу и больше не купит произведения столь «оригинального» писателя.
Почему? Из-за разочарования. Ожидания читателя не оправдались. Обращаясь к жанровой литературе, он искал определённую структуру истории, систему персонажей и особенности мира. А писатель его жестоко обманул.
Что такое жанр (простым языком)?
Я уже раньше писала о «диктатуре» жанра. Кому интересно, можете прочесть:

Сегодня возвращаюсь к этой теме ещё раз, чтобы подробно рассмотреть, как именно жанр влияет на структуру художественной книги.
Определение звучит так: Литературные жанры — это некие группы произведений, сформировавшиеся исторически. В каждой группе просматриваются совокупности формальных и содержательных свойств. То есть, крайне важна как форма, так и содержание для причисления книги к той или иной литературной группе.
По содержанию выделяют:
- комедийные произведения;
- драмы;
- и трагедии.
По родам это:
- эпос;
- лирика;
- лирический эпос;
- драма.
По форме различают: эпопеи, скетчи, романы, рассказы, пьесы, повести, очерки, опусы, оды, новеллы, видения, и так далее.
Безусловно все жанры влияют друг на друга, сливаясь и объединяясь таким образом, что их границы выглядят размытыми. Но при этом есть некое «постоянство» — совокупность признаков, позволяющая с точностью отнести готовую книгу к той или иной литературной группе. К какому литературному жанру относится произведение решают по его структуре.
В современной литературе драматурги различают следующие группы произведений:
- фэнтези;
- научно-фантастические романы;
- документальные драмы;
- биографии известных людей;
- исторические драмы;
- приключенческую литературу;
- социальные драмы;
- криминальные романы;
- комедии;
- военные романы и повести;
- вестерн;
- ужасы;
- эпические произведения;
- любовные истории, и так далее.
Выбранный писателем жанр напрямую влияет на структуру будущего произведения. Это и последовательности событий, и доносимые до читателя ценности, и особенности вымышленного мира, и система персонажей. Всем этим нужно уметь пользоваться.
Жанровые особенности
У каждого жанра чётко просматриваются какие-то особенности, характерные только для него. Это его «обязанности» перед читателем. Читающий ужасы должен бояться, любовные романы – сопереживать влюблённым, детективы – искать вместе с главным героем преступника.
Жанр диктует структуру. Например, в вестерне события происходят на Диком западе. Есть ковбои, бандиты, шериф, игроки в покер. Стандартная локация – салун. В фэнтези читатель встречает несколько рас, есть магия, борьба добра со злом, определенный набор ценностей и конфликтов. В криминальной истории главный герой детектив или сыщик, которому противостоит коварный преступник. Цель героя раскрыть преступление.
Жанр, в котором писатель работает, он обязан знать в совершенстве! Однако не стоит самоуверенно заявлять – я прочёл многие книги в своём жанре, я знаю о нём всё. Это все равно что сказать – я слушал Моцарта, я тоже могу сочинять великие симфонии.
Как изучить жанровые особенности?
Как уже было отмечено выше, мало читать книги в «своём» жанре. Нужно уметь анализировать их структуру. Это делается следующим образом:
- Просматриваются дидактические пособия и обучающие материалы, раскрывающие основы выбранного жанра. Многие из них неизвестны молодым авторам.
- Изучаются прочитанные произведения. Что их объединяет? Какие персонажи и элементы мира обязательно присутствуют?
- Все найденные особенности записываются в отдельный блокнот для дальнейшей работы над собственной книгой.
Жанровые ограничения – это плюс!
Выявленная при изучении жанровых особенностей/признаков «единая схема» не препятствует творческому процессу. Все ограничения лишь стимулируют творческий подход к делу. Но задача у автора непростая – соблюсти жанровые особенности, при этом избегая всем надоевших штампов.
Поэтому не озвучивайте банальности в рамках написания отдельных сцен. Разрывайте шаблоны.
Есть одна интересная техника, позволяющая обогатить книгу новыми смыслами и удивить читателя. Называется «смешение и обновление жанров». Уместна ли она в конкретно вашем случае, решайте сами. Иногда этот приём помогает, а иногда только мешает в проработке сюжета, персонажей, конфликта.
Что значит – смешать и обновить?
Если перебрать несколько основных жанров, можно уверенно заявить – возможностей для их скрещивания предостаточно. Главное уметь создавать такие «гибриды», которых ещё никто не писал и не читал.

Прекрасный пример – фантастический детектив или гибрид криминальной истории с научной фантастикой. В этом жанре работал Станислав Лем, Кир Булычёв, Айзек Азимов, Эрик Фрэнк Рассел, Хольм ван Зайчик.
А любовная линия (вкрапление любовного романа) присутствует практически в каждой художественной книге!
Для чего пишутся «гибриды»? Чтобы подчеркнуть смыслы, обогатить историю и грамотно повлиять на эмоциональное состояние читателя. Это целое поле для экспериментов.
Например, берём из научной фантастики рациональное объяснение и добавляем его в фэнтези с магией. Получаем фэнтезийный мир, построенный якобы на научных открытиях. Или смешиваем историческую драму с научной фантастикой. На выходе – альтернативная история, путешествия в прошлое или будущее. А гибрид из научной фантастики и социальной драмы позволяет провести социальные эксперименты на бумаге – как именно влияет на жизнь человека тот или иной социальный уклад? Углубляемся во внутренний мир героев и межличностные отношения, получаем «социальную фантастику» или «фантастическую драму».
В заключение
Итак, приступая к написанию литературного произведения:
- Определитесь с его жанром.
- Проанализируйте характерные особенности, воспользовавшись справочными материалами и чужими произведениями.
- Решите, как можно смешать выбранный жанр с другим или обновить его через введение новых смыслов, сцен, героев.