Ни для кого не секрет, что мир произведения отличается от реального. И создаётся он по другим законам. Сначала у писателя появляется идея и тема будущей книги. Затем он придумывает систему персонажей, конфликты. И только после этого создаёт вселенную.
Важность вселенной произведения
Ошибка новичков здесь в том, что вселенной уделяется слишком мало внимания. Автор уверен, что история происходит в типичном для современного человека мире, например, городе. И ничего читателю дополнительно пояснять не нужно.
Опытный писатель, наоборот, знает, что каждое место, каждая локация, каждый визуальный образ — всё это так или иначе должно быть иллюстрацией либо самих героев, либо их взглядов и ценностей.
Любые предметы и пространства включают в себя смыслы. Два пространства: внутреннее (ценности героев) и внешнее (то, что они видят) должны постоянно взаимодействовать, отражая друг друга! Если этого не происходит, читатель плохо понимает главную мысль произведения.
Вселенная и главная тема
Вселенная очень важная часть повествования!
Есть вещи, которые очевидны (первый слой воздействия на читателя) — это герои, некие события (сюжет), идея произведения (при грамотном построении текста).
А есть второй уровень — вещи, которые читатель обычно умом не понимает, но они введены в произведение не просто так, а для демонстрации характеров, конфликта, отражения идеи. Сюда же относится система символов. Это вещи, подсознательно влияющие на читателя и обеспечивающие общее впечатление. Чего не наблюдается, если мир проработан отдельно от сюжета или ему уделено слишком мало внимания.
С чего начать?
На первом этапе важно понять, какой набор локаций и время (прошлое, настоящее или будущее) понадобится для отображения главной темы.
Нельзя говорить «у меня типичная история». Это неправильно! Ведь всё зависит от локации, времени действия, персонажей. Где происходит действие? Кто в нём участвует? В каком городе, районе? Окружение каждый раз будет разным!
Место действия
Что касается места действия, для начала нужно определиться с основной локацией.
Например, сказать, что события развернутся в современном городе. Или определить, что действие будет в одной из стран мира фэнтези. Либо во всей галактике, как в «Звёздных войнах». Причём главные действия развернутся на двух-трёх планетах.
Это и будет искомой вселенной произведения — его рамки.
Основная ошибка здесь отправить героев куда угодно, посещая вместе с ними как можно большее количество мест, чтобы показать многогранность мира.
Поэтому важно понять, как через конкретное место (локацию) можно передать все тенденции, существующие в авторском мире. Если уметь это делать хорошо, драматургические способности писателя будут на высоте.
Основная задача — сохранить целостность действия. Если раздробить вселенную на большое количество локаций, разрушится и целостность повествования. Обилие мест действия — это практически всегда слабая структура!
Как сохранить целостность?
Для сохранения целостности вселенной используется четыре метода:
1. Деление на сегменты.
2. Путь через однородное пространство.
3. Путь по кольцевому маршруту.
4. Трамплин в другие миры.
Об этом подробнее здесь:
Деление на сегменты, например, может выглядеть так: планета А и планета В, на каждой из которых действует свой герой. Приём позволяет продемонстрировать широту пространства. Все действия за пределами основных локаций лишь упоминаются в диалогах или в описаниях, но без подробностей! Пример: «Игра престолов».
Второй метод — путь через однородное пространство, идеален для так называемых дорожных историй. Герой путешествует. При этом правило единства места, как правило, нарушается. Избежать этого можно отправив героя в путь по однородной местности (например, по пустыне, по реке, по морю, и так далее). Хороший пример «Дети капитана Гранта».
Кольцевой маршрут во многом схож со вторым методом, с той лишь разницей, что герой возвращается в начальную точку путешествия. Приём позволяет показать целостность истории, а также сдвиг характера при возвращении домой в контрасте с окружением. Пример: «Уллис», «Волшебник страны Оз», «Унесённые ветром», «Дон Кихот».
Трамплин в новый мир — метод, при котором герой из привычной среды переносится в другой мир, чтобы показать, как его черты характера, умения оказываются бесполезными. Пример: «Гарри Поттер», «Хроники Нарнии», «Хроники Амбера», «Волшебник изумрудного города».
Противопоставление пространств
К созданию вселенной автор приступает уже после проработки героев и делает так, чтобы этот мир транслировал ценности героев.
Проанализировав ценности, можно заметить их противопоставление и, соответственно, подобрать визуальные образы, транслирующие эту разницу.
Грубо говоря, бедняка поселить в трущобы, а напыщенного дворянина в королевский дворец. Противопоставление пространств один из простых, но действенных приёмов.
Визуальная трансляция ценностей будет производиться, например, через описание жилищ персонажей с противоположными взглядами на главную тему. Или описания одежды, отношения к аккуратности внешнего вида.
Также при помощи противопоставления можно сломать шаблоны. Например, если идёт речь о вере в Бога, поселить священника в роскошный особняк вместо скромного жилища. Но здесь важно помнить об особенностях характера героев. Какие это люди по своей сути?
Ещё через жилище удобно демонстрировать сдвиг характера. Герой может покинуть старое место жительства, показывая, что его взгляды на мир и отношение к людям изменились. Например, тот же богатый священник отправится в монастырь, а имение раздаст нуждающимся.
То есть, исходя из взглядов героев определяется, как они живут — как выглядит дом, интерьер, одежда? Таким способом хорошо транслируются ценности при той же четырёхсторонней оппозиции.
Читать:
Визуальные образы — среда обитания
Есть три разновидности компонентов, через которые писатель показывает визуальные образы:
1. Природная среда.
2. Среда, созданная людьми (дома, дороги, мосты, и так далее).
3. Технологии, технические приспособления.
Среда обитания формирует облик и поведение людей. Она может превратить человека гор в человека озёр и рек. Также и дом, в котором живёт человек, меняет его личность.
Природная среда
Природные пространства:
- океан;
- космос;
- лес;
- джунгли;
- пустыня;
- остров;
- гора;
- равнина;
- река.
Океан можно представить как:
- поверхность — персонаж стоит и смотрит на водную гладь;
- шахматную доску, на которой персонаж постоянно борется со смертью (истории про мореплавателей, пиратов);
- погружение в толщу воды, олицетворяющую невесомость и свободное парение (образ используется в утопиях);
огромную бездну — кладбище, поглотившее древние города, доисторических существ, сокровища, тайны (пример «Двадцать тысяч лье под водой», «Атлантида»).
Космос по сути аналогичен по метафорам океану:
- это то же самое парение, свобода;
- бесконечность и глубина, скрывающая тысячи миров.
Но в космосе живёт дух бесконечных приключений ввиду его непознанности человеком. Космос — трансляция будущего, чистая фантастика. Произведения здесь принимают форму мифа, затрагивающего происхождение человека, исследование нового, путешествия, поиск новых цивилизаций. Пример: «Дюна», «Звездные войны».
Лес — храм природы:
- в который герой отправляется поразмышлять о будущем, отдохнуть (место гармонии);
- это также пространство, где легко заблудиться, внушающее страх;
- и место охоты, где можно стать охотником или добычей для хищника.
Используется как локация в «Гарри Поттере», «Волшебнике страны Оз», и в многих других произведениях.
Джунгли — первобытная стихия, пытающаяся уничтожить человека. Она внушает читателю, что:
- природа сильнее людей.
Яркий пример — цикл книг о Тарзане. А в истории о Кинг-Конге прекрасно показано противопоставление пространств: города и джунглей.
Пустыня и вечные льды — территория смерти. Это:
- места, где почти невозможно жить;
- места, где всё-таки живут сильные духом люди;
- места, где разворачивается действия утопий (так локация используются реже).
Лучшие здесь, конечно, книги Джека Лондона.
Остров — идеальное место для повествования, рассматривающего социальный конфликт. Это земля в миниатюре, используемая:
- в качестве лаборатории;
- и для создания героями собственного мира (утопии).
Подходит для историй по типу Робинзона Крузо (о преодолении себя) или исследования социальных утопических моделей.
Гора — самый масштабный природный ландшафт, олицетворяющий величие человека:
- В горы идут сильные герои, чтобы испытать свою силу духа с помощью уединения, медитации.
- Также вершина горы — это место для учёного, мыслителя, желающего понять силы природы.
В структуре повествования гора соотносится с прозрением героя, демонстрацией его морального восхождения.
Гора и равнина используются для противопоставления пространств, чтобы показать, как герой через визуальную позицию меняется к лучшему.
Равнина — плоская поверхность, открытая и доступная всем. В произведениях обычно территория свободы. Если персонаж был замкнут в каком-то тесном помещении (был эгоистичен, плох), на открытом пространстве он обретает свободу, становится лучше.
Равнина в метафорическом плане — это:
- территория равенства;
- либо территория войны, как в вестернах.
Река — дорога, созданная природой. Идеальное место для историй о путешествиях. Часто путь в никуда.
Река служит метафорой:
- физической, нравственной и психологической трансформации;
- преодоления героем собственных недостатков через борьбу со стихией.
Погода
Погодные условия в литературе используются по-разному, становясь метафорой внутреннего мира героев. Делается это для усиления эмоционального ответа у читателя.
Соответственно, есть общепринятое понимание погодных условий в литературе, имеющих подсознательное влияние:
- гроза отражает страсть, ужас и гибель;
- дождь — одиночество, печаль, скуку, и одновременно домашний уют;
- ветер — опустошённость и разрушение;
- туман — загадку, путаницу;
- солнце — веселье, счастье, свободу, а также разрушение, скрытое за внешне приятным фасадом;
- снег — чистоту, сон, тихую неумолимую смерть.
Банально использовать природные явления при написании сцены не стоит. Лучше делать это в ироническом ключе, разрывая шаблон (например, убийство в детективе происходит при ярком солнечном свете).
Но здесь нужно понимать, что если сцена написана изначально без учёта природных явлений — это одно, а если погода используется не шаблонно — это совсем другое. Незнание правил и преднамеренное их нарушение — разные вещи! И через текст эта разница очень тонко чувствуется.
Места, созданные людьми
Пространства, предметы и места, созданные человеком, — это жилища, инженерные сооружения вроде моста, дороги, города.
Использование таких мест очень ценно для любого автора, потому что оно помогает решить одну из самых трудных задач — нарисовать портрет общества. Это выжимка, концентрат определённых смыслов. Любое рукотворное проостранство является метафорой для передачи общества.
Здесь главная задача, чтобы читатель прочувствовал через визуальные образы связь между персонажами и обществом.
Основные разновидности рукотворных пространств в литературе:
1. Дом.
2. Дорога.
3. Транспорт.
4. Город.
Дома
Дом — самое простое место, созданное человеком. И одновременно один из самых сильных инструментов влияния на читателя.
В 90% случаев облик дома — это облик самого человека. То, в каком доме ты растёшь, во многом формирует твою личность. То же самое происходит с героями книг. Дом влияет на сознание персонажей и их состояние.
Кроме того дом не только жилище одного человека, но и всей семьи. А с точки зрения драматургии семья — одна из самых главных единиц, используемых в драме.
Применять образ дома можно по-разному.
Самое простое — противостояние, противопоставление визуальных пространств в рамках одного жилища. Например, подвала и чердака. Подвал — «кладбище» семейных тайн, место, где «вызревает» сюжет. Чердак, каморка под крышей, верхний этаж — вершина строения, место встречи дома с небом. Это более возвышенный образ. Здесь часто живут творческие люди.
Если история звучит в позитивном ключе, герой постепенно от чердака растёт над собой и оказывается под крышей. Это символ нравственного возвышения. Соответственно, опускание вниз — символ нравственной деградации, признак трагического произведения.
Также вершина дома может связываться с безумием хозяев («Джейн Эйр»). Там тоже иногда прячутся неприятные семейные тайны.
Противопоставление домов
В русской литературе дом выступает дружелюбным местом, где собирается семья, гости. А суетливый дом с большим хозяйством наиболее часто встречается в мировой литературе («Гордость и предубеждение», «Дэвид Копперфильд», «Мэри Поппинс»).
Противопоставление дружелюбному образу — дом, внушающий ужас. Используется в литературе ужасов, мистике, где цель автора заставить читателя нервничать и волноваться.
Дорога
По своей сути дорога — противоположность дома, оседлой жизни. Дорога прообраз стремления вперёд, поиска чего-то нового, желания меняться. Это «противостояние» хорошо заметно в «Анне Карениной», где дом и дорога по-разному влияют на характеры.
На том же противопоставлении базируется практически любой миф.
Одним словом, дорога — это образ насыщенной, целеустремлённой и даже в чём-то опасной жизни. Она может быть узкой или широкой, в зависимости от того, каким целям следует герой.
Смысл в том, что ГГ живёт дома, отправляется оттуда в путь, побеждает соперников, испытывает себя и возвращается домой, постигнув то, что раньше ему было недоступно. Через его восприятие дома в конце книги хорошо виден сдвиг характера.
В случае с дорогой нет общепринятых правил драматургии. Это может быть путь в ближайший лес за ягодами или путешествие вокруг света. Допустимы самые разные вариации (путь между городами, странами, планетами, мирами) . То есть, не нужно привязываться к какому-то определённому символу.
Важно! Любое движение — это путь, а оседлое нахождение в каких-то пространствах — жизнь в доме.
Транспорт
Транспортные средства — одна из вариаций дороги.
Чтобы создать целостное произведение — один мир, персонажей отправляют в путь по однородному пространству. Здесь важно не увлекаться маневрированием между разными локациями, потому что это делает историю бессвязной.
Если по неопытности автор построит мир на путешествии ГГ по неоднородным пространствам (например, сначала он плывёт по морю, потом отправляется в космическое путешествие, оттуда возвращается в далёкий лес), книга будет выглядеть как сборник не связанных между собой эпизодов. Потому что нет одного яркого противника, который бы держал читателя в напряжении на протяжении всего произведения.
Чтобы придать цельность истории, можно в таком случае использовать какое-то транспортное средство (поезд, судно, космический корабль). Автору будет легче работать с замкнутым пространством, в котором действует ограниченное количество персонажей, проще задать интригу и конфликт, показать сильного антагониста. Пример: «Титаник», «Солярис».
Города
Город — большое пространство, которое нельзя считать просто местом действия. Это могут быть тысячи зданий, миллионы людей, обилие социумов, культур.
Такой визуальный образ в произведениях обычно встречается в виде описаний, чаще в самом начале повествования.
Город при желании можно упростить до одного здания или учреждения (например, адвокатская фирма, полицейский участок, клиника, учебное заведение), где существует определённый социум, а каждый герой по-разному отражает символ города (имеет разное вероисповедание, национальность, мировоззрение).
Такой приём позволяет пристальнее рассмотреть проблемы городского социума. Огромный город будто отражается в небольшом здании.
Город может нести разные смыслы в зависимости от того, как он представлен автором:
- служить олицетворением горы, когда используются небоскрёбы — символ расслоения общества;
- быть каменными джунглями — указывать на опасность, подстерегающую из-за угла;
- являться внешне тихим микрорайоном из одноэтажных зданий, по своему образу близким к океану.
В целом символ города идеально подходит для социальной драмы, когда нужно показать расслоение общества, положение дел в мире, жестокость человека, преступность.
Приёмы
Есть приёмы, помогающие через определённые образы донести смыслы:
1. Великаны и лилипуты. Смысл приёма в обострении проблем, связи персонажа с миром, физическом изменении размера ГГ. Автор делает переворот в сознании читателя, позволяющий переосмыслить взгляд на ГГ и окружающую его реальность. Это свойственно фантастике, помогающей по-новому взглянуть на обыденные вещи (хоббиты, Гулливер). Когда герой уменьшается в размерах, он как бы возвращается в детство. Есть возможность посмотреть, как маленький человек чувствует себя в большом мире. У него сильный антагонист, с которым сложно справиться. А внезапный гигантизм ГГ — это метафора возвышения, власти, карьерного роста, к которому человек не готов. Внешний антагонист здесь слабее, зато растёт внутренний конфликт.
2. Переходы между мирами. Приём характерен для фантастики, чуть реже фэнтези. Он позволяет перенести повествование в другой мир (например, через платяной шкаф, замочную скважину — то, что служит проходом для ГГ). Читатель вначале видит нашу реальность. А после перехода героя ему проще погрузиться в новый, фантастический мир. Писателю в свою очередь легче обрисовать новую реальность, объяснить необычные способности персонажей, показать развитие характеров.
3. Технологии и инструменты. Приём относят преимущественно к научной фантастике (реально существующие инструменты также используют в историях про выживание, в приключенческой литературе). Инструмент — дополнение к человеку, усиливающее его физически либо интеллектуально. Это часть его индивидуальности. Технологии выводят умения человека, его возможности, на новый уровень. Это повод задуматься об этической стороне общества, личности.
Связь с развитием характера
Создавать мир произведения в самом начале работы над книгой неправильно!
Правильный подход — вначале определить ключевое высказывание, найти персонажей, выбрать из них героя и антагониста, противников (цель — создать 4-сторонний конфликт). Дать каждому из действующих лиц свой архетип согласно характеру, обрисовать суть конфликта.
И только после этого приступать к вселенной произведения.
На заметку: В социальной драме визуальным воплощением героев и главной проблемы может стать город. В семейной драме — образ дома.
Обычно и для каждого из персонажей придумывается свой визуальный образ. Дом, в котором он живёт. Одежда, которую он носит. Всё что угодно — то, что читателю будет проще представить. Причём опираться нужно на противопоставление пространств (например, роскошные дома и убогие хижины, расположение жилища на горе и в долине).
Важно понять, как именно мир будет развиваться вместе с характером ГГ.
Самая распространённая техника — это движение от замкнутых пространств к свободе. Или наоборот, деградация ГГ показывается через путь с открытого пространства в замкнутость. Яркие примеры можно увидеть в «Преступлении и наказании», «Гарри Поттере», «Побеге из Шоушенка».
Время
Приёмы из категории «время», позволяющие влиять на читателей:
1. Времена года.
2. Ритуалы и праздники.
3. Один день.
4. Временной рубеж.
Времена года
Времена года — приём, использующийся в литературе очень часто и очевидно.
Смена сезонов и ритуалы, связанные с этим, отличный способ показать естественное развитие мира — того, как меняется жизнь, течёт время.
Частые литературные приёмы, связанные с временами года:
- Лето с его изнуряющей жарой зачастую пора каких-нибудь драматических неприятностей.
- Осень — время ухудшения дел (у ГГ нарастают препятствия, становится всё сложнее).
- Зима — кризис, период мнимого поражения.
- Весна — символ возрождения, когда ГГ справляется с трудностями.
В произведении можно использовать, как хрестоматийную последовательность, так и преднамеренно от неё отходить. Главное понимать, почему это работает.
Ритуалы и праздники
Бывает, что всё повествование выстроено вокруг одного праздника. То есть, это одно ключевое событие, хорошо известное читателю. Он понимает, что в этот день происходит.
Здесь важно, чтобы читатель знал ритуал или праздник! Что обычно происходит, какая у него цикличность или периодичность.
Одно ключевое событие позволяет показать характеры людей, по-разному воспринимающих этот праздник. Через происходящее удобно раскрывать конфликт как межличностный, так и социальный (если речь идёт о государственных праздниках).
А если показать один и тот же праздник, но в разные годы, удастся продемонстрировать изменения не только в характере ГГ, но и в социуме (показать другую расстановку сил), а также как изменился сам мир.
Один день
Это особая литературная техника, когда всё повествование ограничивается одним днём («Уллис», «Ангелы и демоны»).
Характерные признаки:
- несколько сюжетных линий — показано несколько людей, судьбы которых переплетены в рамках одного дня (преимущества: удобно обрисовывать
- разные аспекты жизни, социальные проблемы, разные взгляды на ключевую проблему);
- присутствует ощущение цикличности, законченности повествования (то есть, условный путь ГГ завершается возвращением домой);
- сдвиг характера не так очевиден, как если бы действие длилось дольше суток, но какая-то перемена в жизни героев всё же случается.
Если цель показать современный быт, можно опуститься до обыденности — описать заурядные события, скучные детали, жизнь среднестатистического человека. Секрет здесь прост. Это драма простого(маленького) человека, который во многом похож на читателя. И которому хочется сопереживать!
Временной рубеж (дедлайн, песочные часы)
Приём заключается в том, что писатель сразу сообщает, в какой временной промежуток будет совершено действие. Используется в триллерах, боевиках, детективах. Например, если ГГ не найдёт убийцу, через сутки будет ещё одна жертва.
Обычно с этой техникой связаны всякие смертельно опасные задания, полученные ГГ, когда его бездействие приведёт к беде.
Временной рубеж можно совмещать с другими приёмами, например, одним днём. Стремление ГГ к цели будет ограничено по времени. Также важно показать, что именно плохое случится, если он не успеет.
Вселенная в структуре
Что и как отражать в структуре:
1. Ключевой недостаток ГГ — в начале произведения изображается мир, физически демонстрирующий фобии или недостатки. Чаще это некое замкнутое пространство.
2. Стремление — затем у ГГ возникает цель.Здесь уместна дорога: метафора стремления вперёд, отражения цели героя.
3. Дальше появляется противник, тоже живущий в доме (замкнутом пространстве). Визуальное пространство показывает здесь силу антагониста, его умение давить на слабость ГГ. И одновременно проявляет недостатки/слабости самого противника.
4. Происходит схватка. Лучше выбрать для неё замкнутое пространство, чтобы показать нарастание конфликта и последующий взрыв.
5. Победа и поражение — итог эволюции всего мира. Это либо замкнутое пространство, если герой пал. Либо открытое, символизирующее свободу.
Читать:
Система символов — власть малого в литературном произведении