Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Прямое противостояние героя и антагониста не позволяет автору привнести в сюжет глубину, потому что такое литературное решение мешает воспроизвести объёмность реальной жизни. Да, такая схема проста, прозрачна и понятна для читателя. Но показать взаимодействие главного действующего лица и общества в ней практически невозможно.

Четырёхсторонняя оппозиция

Существует интересное техническое решение, позволяющее развить конфликт в литературном произведении, избежав примитивности прямого противостояния двух персонажей. Его называют четырёхсторонней оппозицией.

оппозиция-2

В сюжет вводится несколько противников для главного героя. Обычно два-три. Но их может быть больше трёх, если такое противостояние идёт на пользу сюжетной линии – она становится ярче и полнее, а действующие лица раскрываются лучше.

Важные моменты

Есть несколько простых правил для создания четырёхсторонней оппозиции:

1.Первое: каждый из противников умеет по-своему давить на главный недостаток героя.

То есть, автор при создании конфликта отталкивается исключительно от недостатка главного действующего лица. Раздаёт каждому из противников своё уникальное «оружие», с помощью которого те атакуют.

Чем удобен такой приём? Он позволяет изобразить миниатюру общества, когда каждый из противников олицетворяет собой один из общественных устоев.

2.Второе: противники конфликтуют не только с героем, но и друг с другом.

А этот приём позволяет нарастить «потенциал» конфликта.  Противостояние углубляется, напряжённость растёт. В результате получается крепкий сюжет без шаблонных решений.

3.Третье: у каждого из персонажей есть свои ценности!

При стандартной схеме противостояния герой и антагонист представляют разные системы ценностей, которые и сталкиваются в результате конфликта.

Почему это важно? Без разницы в мировоззрении, ценностях невозможно раскрыть личность героя. Никто не будет читать пространные размышления о жизни. А вот если главный персонаж вступит в противоречие с воззрениями хотя бы одного действующего лица, чаще антагониста, появляется возможность продемонстрировать его рост: пересмотр ценностей, преображение личности, новое поведение и отношение к людям.

Причём в хорошем сюжете трансформацию личности одновременно переживает и антагонист. У читателя появляется возможность сравнить ценности конфликтующих сторон, примерить их на себя.

Четырёхсторонняя оппозиция – отличный способ придать конфликту эпичности. Каждый из персонажей транслирует свои ценности, демонстрирует свой образ жизни. Повествование сразу становится насыщенным, а тезисы приобретают требуемую глубину.

4.Четвёртое: противостояние четырёх или больше сторон пронизывает все уровни произведения.

Что рекомендуется этим правилом? Автор должен перенести четырёхстороннюю (или больше) структуру противостояния во все уровни повествования:

  • в семью;
  • в организации;
  • в общество.

Пример двухуровневой оппозиции в «Крёстном отце»:

  • Семья: герой – крёстный отец; Сонни – 1-й антагонист; Фредо – 2-й антагонист; Майкл – 3-й антагонист.
  • Общество: герои – семья Корлеоне; Солоццо – 1-й антагонист; Барзини – 2-й антагонист; Карло – 3-й антагонист.

К чему здесь нужно стремиться? Выводить конфликты на все уровни от личного до межструктурного (организации, фирмы, государственные системы, отдельные государства). В итоге автор получает несколько сюжетных линий, что позволяет написать не только роман, но и целую серию книг.

В заключение

Так выглядит порядок проработки конфликта:

  1. Описывается главный герой.
  2. Показывается его ключевой недостаток (слабость).
  3. Находятся персонажи, которые могут давить на этот недостаток.
  4. Прорабатываются взаимоотношения между всеми антагонистами.
  5. Выявляется конфликт ценностей (между героем и антагонистами, между каждым из антагонистов).
  6. Противостояние четырёх или больше сторон выводится в сюжете на более высокие уровни – от личного до структур (город, мир в целом, социальные и государственные структуры, отдельные миры и так далее).

Читать: Планирование сюжета — как связать события? Техника: «следовательно, но»

Цель автора – постоянно давить на героя, заставляя его меняться. Динамика давления и характер конфликта будет напрямую зависеть от того, кто именно, когда и каким образом атакует главное действующее лицо.

error: