Прямое противостояние героя и антагониста не позволяет автору привнести в сюжет глубину, потому что такое литературное решение мешает воспроизвести объёмность реальной жизни. Да, такая схема проста, прозрачна и понятна для читателя. Но показать взаимодействие главного действующего лица и общества в ней практически невозможно.
Четырёхсторонняя оппозиция
Существует интересное техническое решение, позволяющее развить конфликт в литературном произведении, избежав примитивности прямого противостояния двух персонажей. Его называют четырёхсторонней оппозицией.
В сюжет вводится несколько противников для главного героя. Обычно два-три. Но их может быть больше трёх, если такое противостояние идёт на пользу сюжетной линии – она становится ярче и полнее, а действующие лица раскрываются лучше.
Важные моменты
Есть несколько простых правил для создания четырёхсторонней оппозиции:
1.Первое: каждый из противников умеет по-своему давить на главный недостаток героя.
То есть, автор при создании конфликта отталкивается исключительно от недостатка главного действующего лица. Раздаёт каждому из противников своё уникальное «оружие», с помощью которого те атакуют.
Чем удобен такой приём? Он позволяет изобразить миниатюру общества, когда каждый из противников олицетворяет собой один из общественных устоев.
2.Второе: противники конфликтуют не только с героем, но и друг с другом.
А этот приём позволяет нарастить «потенциал» конфликта. Противостояние углубляется, напряжённость растёт. В результате получается крепкий сюжет без шаблонных решений.
3.Третье: у каждого из персонажей есть свои ценности!
При стандартной схеме противостояния герой и антагонист представляют разные системы ценностей, которые и сталкиваются в результате конфликта.
Почему это важно? Без разницы в мировоззрении, ценностях невозможно раскрыть личность героя. Никто не будет читать пространные размышления о жизни. А вот если главный персонаж вступит в противоречие с воззрениями хотя бы одного действующего лица, чаще антагониста, появляется возможность продемонстрировать его рост: пересмотр ценностей, преображение личности, новое поведение и отношение к людям.
Причём в хорошем сюжете трансформацию личности одновременно переживает и антагонист. У читателя появляется возможность сравнить ценности конфликтующих сторон, примерить их на себя.
Четырёхсторонняя оппозиция – отличный способ придать конфликту эпичности. Каждый из персонажей транслирует свои ценности, демонстрирует свой образ жизни. Повествование сразу становится насыщенным, а тезисы приобретают требуемую глубину.
4.Четвёртое: противостояние четырёх или больше сторон пронизывает все уровни произведения.
Что рекомендуется этим правилом? Автор должен перенести четырёхстороннюю (или больше) структуру противостояния во все уровни повествования:
- в семью;
- в организации;
- в общество.
Пример двухуровневой оппозиции в «Крёстном отце»:
- Семья: герой – крёстный отец; Сонни – 1-й антагонист; Фредо – 2-й антагонист; Майкл – 3-й антагонист.
- Общество: герои – семья Корлеоне; Солоццо – 1-й антагонист; Барзини – 2-й антагонист; Карло – 3-й антагонист.
К чему здесь нужно стремиться? Выводить конфликты на все уровни от личного до межструктурного (организации, фирмы, государственные системы, отдельные государства). В итоге автор получает несколько сюжетных линий, что позволяет написать не только роман, но и целую серию книг.
В заключение
Так выглядит порядок проработки конфликта:
- Описывается главный герой.
- Показывается его ключевой недостаток (слабость).
- Находятся персонажи, которые могут давить на этот недостаток.
- Прорабатываются взаимоотношения между всеми антагонистами.
- Выявляется конфликт ценностей (между героем и антагонистами, между каждым из антагонистов).
- Противостояние четырёх или больше сторон выводится в сюжете на более высокие уровни – от личного до структур (город, мир в целом, социальные и государственные структуры, отдельные миры и так далее).
Читать: Планирование сюжета — как связать события? Техника: «следовательно, но»