Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

О количестве основных сюжетов в литературе споры ведутся до сих пор. Литераторы «Литкульта» обозначили их двенадцать, Воннегут восемь, Букер семь, современные литературоведы шесть, а Борхес четыре. Самый щедрый Польти – он перечислил аж тридцать шесть основных (базовых) сюжетов.

Сюжеты по Борхесу

  1. Укрепленный город («Илиада», «Одиссея»).
  2. Возвращение (путешествие Ясона).
  3. Поиск (распятие Иисуса).
  4. Самоубийство Бога (самопожертвование Одина).

Все они сводятся всего к двум вариациям:

  • а) истории про женщину и мужчину;
  • б) истории про мужчину и его Путь.

Причем первый вариант встречается чаще и пользуется у читателя большим интересом.

Сюжеты согласно современным исследователям

  1. Из грязи в князи.
  2. Трагедия.
  3. Падение и взлёт.
  4. Икар.
  5. Золушка.
  6. Эдип.

Такое деление, согласно выводам группы учёных из США и Австралии, базируется на эмоциональной окраске популярных литературных произведений.

Второй вариант согласно современным литературоведам

  1. Война.
  2. Любовь.
  3. Путешествие.
  4. Власть.
  5. Деньги.
  6. Жизнь и смерть.

Сюжеты согласно Букеру

  1. История обыкновенного человека, открывающего в себе нечто необыкновенное – «из грязи в князи» («Золушка», «Джейн Эйр», «Давид Копперфильд»).
  2. Квест (путешествие)в поисках труднодостижимой далёкой цели («Копи царя Соломона», «Одиссея», «Вокруг света за 80 дней»).
  3. Туда и обратно – событие, вырывающее героев из привычной среды, и их попытка вернуться домой («Робинзон Крузо», «Алиса в Зазеркалье»).
  4. Комедия (все романы Джейн Остин).
  5. Трагедия с гибелью героя в кульминации, обычно из-за страсти: любви, жажды власти и недостатка характера («Фауст», «Король Лир», «Макбет»).
  6. Воскресение – герой, находящийся под властью проклятия, благодаря чуду выходит из этого состояния («Спящая красавица»).
  7. Победа над чудовищем в неравной схватке и получение желанной награды («Дракула», Давид и Голиаф, «Николас Никлби»).

Версия Д. Джонстона

  1. Золушка (непризнанная добродетель),
  2. Ахилл (роковая ошибка),
  3. Фауст (долг, который нужно платить),
  4. Тристан (любовный треугольник),
  5. Цирцея (паук и муха),
  6. Ромео и Джульетта,
  7. Орфей (отобранный дар).

Сюжеты согласно Курту Воннегуту

  1. Человек в полной заднице («Робинзон Крузо», «Властелин колец»).
  2. Парень встречает девушку («Капитанская дочка»).
  3. История сотворения мира
  4. Ветхий завет («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»).
  5. Новый завет (фильм «Брюс Всемогущий).
  6. Золушка (фильмы «Красотка», «Москва слезам не верит»).
  7. Все хуже и хуже («Медный всадник», «Смерть героя»).
  8. Как попасть наверх («Доктор Живаго»)

12 сюжетов мировой литературы

Они всем очень хорошо известны:

  1. Золушка. Используется в женской литературе, мелодраме.
  2. Граф Монте-Кристо – тайный герой, становящийся к развязке явным и получающий некие возможности и/или богатство.
  3. Одиссея. Сюжет основан на эталоне – древнегреческой истории. Очень часто встречается в романах-путешествиях в приключенческой, фэнтезийной, фантастической литературе.
  4. Анна Каренина или трагический любовный треугольник.
  5. Гамлет или сильная личность с подвижной психикой. Обычно это рефлексирующий главный герой, надломленный, преданный, ничего в финале не добивающийся, но зато достигающий просветления и душевного очищения. Этот вариант очень популярен и близок русской «достоевщине».
  6. Ромео и Джульетта или вариации на тему любви. Часто встречается в женской беллетристике, кино, сериалах.
  7. Отцы и дети. Сюжет рассматривает многообразие родительского эгоизма, сталкивающегося с эгоизмом детей.
  8. Робинзон – оторванность от мира, попытка выжить, остаться собой и спастись. Пример вариации на эту тему «Как один мужик двух генералов прокормил».
  9. Троянская война или противостояние двух систем, столкновение вражды и ненависти с благородством и самоотречением. Пример классические военные романы.
  10. Катастрофа. Очень заезженный и предсказуемый сюжет в наши дни, основанный на идее из античности.
  11. Остап Бендер или авантюрный, плутовской роман.
  12. Машина времени или путешествие в будущее, как вариант, в прошлое.

Сюжеты согласно Ж. Польти

  1. Мольба
  2. Спасение
  3. Месть, преследующая преступление
  4. Месть, близкому за близкого
  5. Затравленный
  6. Внезапное несчастье
  7. Жертва кого-нибудь
  8. Бунт
  9. Отважная попытка
  10. Похищение
  11. Загадка
  12. Достижение
  13. Ненависть между близкими
  14. Соперничество между близкими
  15. Адъюлтер, сопровождающийся убийством
  16. Безумие
  17. Фатальная неосторожность
  18. Невольное кровосмешение
  19. Невольное убийство близкого
  20. Самопожертвование во имя идеала
  21. Самопожертвование ради близких
  22. Жертва безмерной радости
  23. Жертва близким во имя долга
  24. Соперничество неравных
  25. Адъюлтер
  26. Преступление любви
  27. Бесчестие любимого существа
  28. Любовь, встречающая препятствия
  29. Любовь к врагу
  30. Честолюбие
  31. Борьба против бога
  32. Неосновательная ревность
  33. Судебная ошибка
  34. Угрызения совести
  35. Вновь найденный
  36. Потеря близких

(Взято здесь: Луначарский А.В., Тридцать шесть сюжетов, журнал «Театр и искусство», 1912 г., N 34).

В заключение

Несмотря на такое разнообразие, всё-таки большинство историй сводится к одному из главных сюжетных стержней: войне, любви, путешествию, власти, деньгам, жизни и смерти.

И на этот стержень автор по своему усмотрению нанизывает другие сюжетные компоненты. Например, если база (основа) война, обязательно найдется место и для любовной истории, и для путешествия, и для проблемы смерти/жизни.

Читать: Хороший сюжет для книги — с чего начать?

error: