О количестве основных сюжетов в литературе споры ведутся до сих пор. Литераторы «Литкульта» обозначили их двенадцать, Воннегут восемь, Букер семь, современные литературоведы шесть, а Борхес четыре. Самый щедрый Польти – он перечислил аж тридцать шесть основных (базовых) сюжетов.
Сюжеты по Борхесу
- Укрепленный город («Илиада», «Одиссея»).
- Возвращение (путешествие Ясона).
- Поиск (распятие Иисуса).
- Самоубийство Бога (самопожертвование Одина).
Все они сводятся всего к двум вариациям:
- а) истории про женщину и мужчину;
- б) истории про мужчину и его Путь.
Причем первый вариант встречается чаще и пользуется у читателя большим интересом.
Сюжеты согласно современным исследователям
- Из грязи в князи.
- Трагедия.
- Падение и взлёт.
- Икар.
- Золушка.
- Эдип.
Такое деление, согласно выводам группы учёных из США и Австралии, базируется на эмоциональной окраске популярных литературных произведений.
Второй вариант согласно современным литературоведам
- Война.
- Любовь.
- Путешествие.
- Власть.
- Деньги.
- Жизнь и смерть.
Сюжеты согласно Букеру
- История обыкновенного человека, открывающего в себе нечто необыкновенное – «из грязи в князи» («Золушка», «Джейн Эйр», «Давид Копперфильд»).
- Квест (путешествие)в поисках труднодостижимой далёкой цели («Копи царя Соломона», «Одиссея», «Вокруг света за 80 дней»).
- Туда и обратно – событие, вырывающее героев из привычной среды, и их попытка вернуться домой («Робинзон Крузо», «Алиса в Зазеркалье»).
- Комедия (все романы Джейн Остин).
- Трагедия с гибелью героя в кульминации, обычно из-за страсти: любви, жажды власти и недостатка характера («Фауст», «Король Лир», «Макбет»).
- Воскресение – герой, находящийся под властью проклятия, благодаря чуду выходит из этого состояния («Спящая красавица»).
- Победа над чудовищем в неравной схватке и получение желанной награды («Дракула», Давид и Голиаф, «Николас Никлби»).
Версия Д. Джонстона
- Золушка (непризнанная добродетель),
- Ахилл (роковая ошибка),
- Фауст (долг, который нужно платить),
- Тристан (любовный треугольник),
- Цирцея (паук и муха),
- Ромео и Джульетта,
- Орфей (отобранный дар).
Сюжеты согласно Курту Воннегуту
- Человек в полной заднице («Робинзон Крузо», «Властелин колец»).
- Парень встречает девушку («Капитанская дочка»).
- История сотворения мира
- Ветхий завет («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»).
- Новый завет (фильм «Брюс Всемогущий).
- Золушка (фильмы «Красотка», «Москва слезам не верит»).
- Все хуже и хуже («Медный всадник», «Смерть героя»).
- Как попасть наверх («Доктор Живаго»)
12 сюжетов мировой литературы
Они всем очень хорошо известны:
- Золушка. Используется в женской литературе, мелодраме.
- Граф Монте-Кристо – тайный герой, становящийся к развязке явным и получающий некие возможности и/или богатство.
- Одиссея. Сюжет основан на эталоне – древнегреческой истории. Очень часто встречается в романах-путешествиях в приключенческой, фэнтезийной, фантастической литературе.
- Анна Каренина или трагический любовный треугольник.
- Гамлет или сильная личность с подвижной психикой. Обычно это рефлексирующий главный герой, надломленный, преданный, ничего в финале не добивающийся, но зато достигающий просветления и душевного очищения. Этот вариант очень популярен и близок русской «достоевщине».
- Ромео и Джульетта или вариации на тему любви. Часто встречается в женской беллетристике, кино, сериалах.
- Отцы и дети. Сюжет рассматривает многообразие родительского эгоизма, сталкивающегося с эгоизмом детей.
- Робинзон – оторванность от мира, попытка выжить, остаться собой и спастись. Пример вариации на эту тему «Как один мужик двух генералов прокормил».
- Троянская война или противостояние двух систем, столкновение вражды и ненависти с благородством и самоотречением. Пример классические военные романы.
- Катастрофа. Очень заезженный и предсказуемый сюжет в наши дни, основанный на идее из античности.
- Остап Бендер или авантюрный, плутовской роман.
- Машина времени или путешествие в будущее, как вариант, в прошлое.
Сюжеты согласно Ж. Польти
- Мольба
- Спасение
- Месть, преследующая преступление
- Месть, близкому за близкого
- Затравленный
- Внезапное несчастье
- Жертва кого-нибудь
- Бунт
- Отважная попытка
- Похищение
- Загадка
- Достижение
- Ненависть между близкими
- Соперничество между близкими
- Адъюлтер, сопровождающийся убийством
- Безумие
- Фатальная неосторожность
- Невольное кровосмешение
- Невольное убийство близкого
- Самопожертвование во имя идеала
- Самопожертвование ради близких
- Жертва безмерной радости
- Жертва близким во имя долга
- Соперничество неравных
- Адъюлтер
- Преступление любви
- Бесчестие любимого существа
- Любовь, встречающая препятствия
- Любовь к врагу
- Честолюбие
- Борьба против бога
- Неосновательная ревность
- Судебная ошибка
- Угрызения совести
- Вновь найденный
- Потеря близких
(Взято здесь: Луначарский А.В., Тридцать шесть сюжетов, журнал «Театр и искусство», 1912 г., N 34).
В заключение
И на этот стержень автор по своему усмотрению нанизывает другие сюжетные компоненты. Например, если база (основа) война, обязательно найдется место и для любовной истории, и для путешествия, и для проблемы смерти/жизни.