Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Есть книги, закрыв которые читатель долго не может прийти в себя. Так происходит, когда кульминация удалась — она настолько потрясающая, что захватывает дух. Такие истории редкость. Их помнят десятилетиями или даже столетиями.

Написать головокружительную кульминацию непросто. Здесь будут кстати советы от более опытных авторов. И то успех не гарантирован! Как всегда в литературе, знание лишь половина дела. Остальное решает трудолюбие и везение.

Где разместить?

Кульминация может размещаться везде, начиная с середины произведения. Но лучше всего ей быть в конце книги. Ведь это момент, когда окупаются все старания читателя и его интерес к рассказываемой истории. Удовлетворение прочитанным — то, с чем он должен остаться после прочтения последней страницы.

Лишь к концу произведения, особенно если речь идёт о романе, все сюжетные элементы сводятся воедино. На их пересечении уместно разместить кульминационную точку. После неё следует финальная часть (несколько заключительных глав).

Но самое интересное, что по-настоящему запоминающаяся кульминация должна занимать буквально несколько последних страниц.

кульминация-2

Поэтому важно учесть базовые принципы:

  • нельзя затягивать концовку;
  • самая напряженная точка в повествовании всегда только одна.

Нельзя затягивать!

Не важно, где располагается кульминация — чуть дальше или ближе к финалу. За нею неизбежно следует эмоциональный спад, вся история будто скатывается с горки — замедляется темп, гаснут эмоции. Поэтому каждое последующее предложение будет казаться читателю менее интересным, чем предыдущее. А дополнительная информация лишь разбавит общее впечатление от кульминационного момента — эффект окажется хуже, чем ожидалось автором.

Поэтому лучший выход — взорвать мозг (поразить, удивить, шокировать), а затем по-быстрому свернуть повествование. Но здесь страдает авторское эго! Ведь писатель не успевает завершить линии всех персонажей и написать приличный эпилог. Ему кажется, что он не профессионален.

Однако факт остается фактом — чем меньше событий втиснуто после кульминации, тем ярче эмоциональная реакция у читателей.

Как можно схитрить? Изначально продумать сюжет так, чтобы было понятно безо всяких дополнительных пояснений, что же произойдет с персонажами после пиковой точки истории. Если характеры персонажей полностью раскрыты, нетрудно представить, как они отреагируют на то или иное событие, что почувствуют!

Читатель самостоятельно представит себе все подробности концовки, при этом не забывая о самых острых эмоциональных впечатлениях от кульминации.

Кульминация всегда одна

Самый экстремальный момент в произведении и есть кульминация. Поэтому финальный пик всегда будет самым крутым в повествовании. Здесь не бывает двух равнозначных по эмоциональному накалу вершин.

Хороший финал всегда резкий, неожиданный, способный потрясти читателя (даже если ему не нравится такой итог истории).

Иногда между кульминационным моментом и завершением истории находится всего два-три абзаца, как в финале серии романов «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса. И это прекрасно! Такого завершения истории и такой кульминации поклонники не забудут.

Эффект кульминации — что это?

Кульминационного пика ближе к финалу можно достичь двумя способами:

1)Ошарашить неожиданностью, укладывающейся в логику сюжета. Это как в фильме показать медленно приближающийся из-за поворота автомобиль, который и собьет счастливого героя в финале. Намеки на шокирующий финал разбросаны по всему произведению как подсказки читателю, но при этом он все равно находится в неведении до самого конца.

2)Заставить напряженно ожидать развязки, используя принципы саспенса. Эмоциональное напряжение нарастает у читателя по ходу всего повествования. И когда он сбрасывает его в момент кульминации, все переживания будут сконцентрированы именно в этой точке повествования. Один единственный момент врежется в память, делая историю незабываемой. Читатель получит все ответы, утолив беспокойство двумя-тремя последними страницами книги.

Читать:

Саспенс как инструмент работы с сюжетом

Главное действовать с умом!

Любой из перечисленных приемов может как привести к успеху, так и быть катастрофическим для произведения.

Умение распрощаться с читателями на эмоциональном пике истории большое мастерство. Если они чего-то не поймут в конце, уйдут разочарованными. То есть, здесь от успеха до провала всего один маленький шаг — тонкая грань между переизбытком финальных пояснений и яркой, ничем не обремененной кульминацией.

Кроме того, не во всех историях кульминация уместна в финале. Если её сделать здесь ещё и неожиданной, она будет выглядеть неуместной, слепленной кое-как, наспех.

Поэтому каждому автору нужна практика, желание учиться и немножечко риска. Зато освоив искусство потрясающей кульминации или точнее кульминационного финала, можно писать книги из разряда тех, что удовлетворённые читатели охотно рекомендуют своим друзьям и знакомым.

Источник: На основании статьи Роберта Вуда. Спасибо автору!

error: