Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Как только у автора появился список сцен или набор зарисовок, их необходимо выстроить в определённом порядке.

Что делает истории классиков литературы такими увлекательными? Правильно и очень точно выстроенный сценический узор! Каждая сцена появляется в произведении не просто так. У неё есть своя цель.

Список сцен

Сцена — это единство места, времени и действия. Прежде всего это относится к пьесам.

Об этом больше здесь:

Как структурировать сцены в литературном произведении?

Структура сцены: раздражитель и реакция

Расширенная структура сцены — шесть этапов

список-сцен-2

В литературе сцена — одно ключевое действие. Единица истории, которую в данный момент воспринимает читатель. Он находится там, как наблюдатель (если повествование от третьего лица). Либо сочувствующий человек, ставящий себя на место героя (если повествование от первого лица).

Набор или последовательность таких сцен-единиц называется сценическим узором. Хороший писатель умело плетёт узор из сцен, на мгновение выхватывая ту или иную сюжетную линию.

Составление списка сцен — последний шаг перед началом работы над рукописью романа. В дальнейшем он может корректироваться по мере написания.

Есть писатели, работающие строго по плану. Для них очень важно иметь на руках такой список. Они должны знать абсолютно всё, что происходит в произведении!

При таком подходе:

  • сначала прорабатывается идея;
  • строится четырёхсторонний конфликт;
  • придумываются персонажи;
  • из них выбираются самые интересные автору;
  • ключевые персонажи развиваются: автор разбирается в их противоречиях, выявляет недостатки;
  • прорабатывается мир произведения;
  • выбираются символы, отвечающие за демонстрацию развития характеров;
  • продумывается весь сюжет;
  • выбираются ключевые сцены (события, показывающие органичное развитие характеров);
  • создаётся сценический узор — список сцен, обязательных для произведения, выстроенных в определённом порядке.

Как выбрать последовательность событий?

Автор вначале составляет подробную схему сюжета — хронологически выстроенные события. Это позволяет взглянуть на общую структуру истории.

Здесь необходимо формулировать сцену одним ключевым действием. Не нужно углубляться во все детали! Смысл происходящего умещается буквально в одно предложение. Максимум в две-три строки. В скобках можно дать небольшое пояснение для себя, касающееся развития характера героя, (например, здесь появляется мотив).

Самое главное увидеть ключевую нить, связывающую всё в произведении.

Как показывает писательская практика, по ходу работы приходится вносить изменения даже в идеально составленный список. Именно по этой причине не нужно ничего подробно расписывать при составлении плана. Одно ключевое действие будет проще корректировать.

Иногда, приступая к сц., автор понимает — здесь будет действие, отличающееся от начального. Или будут находиться другие персонажи. Обычно это озарение наступает уже тогда, когда писатель находится внутри сцены. То есть, подход к планированию сценического узора должен быть всегда гибким.

Что составляет сюжетную канву?

При составлении списка всегда находятся сц., для которых сложно сформулировать ключевое действие в одно предложение. Выделить, что же важное там происходит? Случается это по одной причине — ничего существенного для героя там нет.

список-сцен-3

Пустые сцены необходимо удалять из сюжетной канвы!

В одном романе в среднем насчитывается от 80 до 150 сцен. Больше всего их в романе-эпопее — до 500. В одной истории может быть задействовано несколько сюжетных линий (в детективе — это расследование, отношения с напарником, отношения с семьей).

Отличие сюжета от фабулы

Фабула — фактическая (чёткая и логичная) последовательность событий.

Сюжет — то, как представлены эти события в литературном произведении. Как развивается характер героя. В какой последовательности размещены события.

То есть, видоизменённая фабула (для удобства восприятия читателями) и есть сюжет.

Менее известное определение: сюжет — то, что читатель видит на страницах книги; фабула — всё, что влияет на сюжет, но находится за пределами повествования (известно только автору).

Часто за пределами книги оказываются действия антагониста. Их выносят в отдельную сюжетную линию, укрытую от читательских глаз. При этом события прописываются в схеме именно как порядок действий (важных для сюжета сц.), без лишних подробностей.

Правка

У писателя есть список сцен (страница А4, разделённая карандашом пополам, слева — длинный список основных сц., справа — то, что находится за пределами книги, но влияет на сюжет).

«Тайные» сцены (фабула) требуются далеко не каждому событию из основного списка, размещённого на листе слева.

Когда нужна фабула? В те моменты, когда за пределами сц. происходит что-то очень важное, непосредственно влияющее на сюжет.

Как работать со списками?

Вначале необходимо выделить все сюжетные линии, используя цветные ручки или нумерацию (1 — основная; 2, 3 — второстепенные).

Цифры указываются для каждой из основных сцен в списке!

Этапы правки:

Первое: группировка. Необходимо определиться с последовательностью. Вначале идёт самое интересное и цепляющее (желательно драматическая ситуация или небольшая экспозиция — подводка к главным событиям).

Здесь можно изменять хронологию, если это необходимо. Перемещать сюжетные линии, чтобы одинаковые не шли подряд.

Также важно проанализировать соседние сц. на соответствие друг другу. Уловит ли читатель логичную связь между происходящим (место, время действия)?

Второе: объединение. Бывает, что автор придумывает какую-то сц. только ради, например, интересной реплики героя или важной мысли, красивого описания местности, интерьера.

Исправляется это через объединение. В сцену вводят что-то важное: нового персонажа, делают развитие конфликта (описание города плюс ссора в такси, например).

Третье: удаление. Лишними считаются все сц., в которых действие невозможно описать одним-двумя предложениями. Должен быть глагол — действие!

Что делать с такими сценами? Удалять либо объединять, придавая смысл всему происходящему. Объединению подлежит то, что показывает развитие персонажа.

Четвёртое: добавление. К этому инструменту правки приступают, когда появляется временной разрыв после удаления/объединения сцен.

список-сцен-4

Самое важное в правке: порядок сцен — не одно и то же, что хронологическая последовательность! Задача автора: удержать внимание читателя, развесить сюжетные крючки, донести смыслы.

Ещё один важный момент: при составлении списка необходимо отталкиваться не только от сюжетных событий, но и от развития характера героев (что важно для развития?).

Поэтому в списке пишут уточнения по развитию характера в скобках. Если какая-то сц. не отражает очередного этапа развития характера героя, лучше удалить её либо объединить с другой.

После всех правок следует убедиться, что связь между сценами не исчезла. Что все они пронумерованы в соответствии сюжетным линиям. Разрывы между ними можно заполнить вкраплениями из второстепенных сюжетных линий (действиями, развивающими второстепенные конфликты).

На заметку!

После решающей битвы уже не критично, отвечает ли сцена за развитие характеров. Здесь важнее показать, какие последствия имело произошедшее. И как завершились второстепенные конфликты.

То же самое правило относится к началу (экспозиции), не предполагающему развития характеров и постоянного действия. Здесь нужно показать общую расстановку сил, обычную жизнь героя и драматическое событие, заставляющее его действовать.

Алгоритм действий:

1. Составляется два списка сц. — сюжетных (доступных читателю) и фабульных (остающихся за кадром).
2. Нумеруется или выделяется цветом каждая из сюжетных линий.
3. Каждая из сц. описывается одним предложением (указывается ключевое действие).
4. В скобках даётся пояснение — как то или иное действие сказывается на характере героя (его сдвиге)?
5. Делается правка (группировка, объединение, удаление, добавление). Удаляется всё, что не имеет ценности для развития сюжета и характера героев. А добавляется то, что заполнит разрывы во времени и действиях — чаще это второстепенные линии сюжета.

error: