Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Зачем автору план романа и нужен ли он вообще? Теоретически любой творческий процесс не подразумевает каких либо рамок. Однако на практике видим совсем другое.

Польза планирования романа перечислена ниже. План:

  • дисциплинирует;
  • помогает собраться с мыслями;
  • обеспечивает бесперебойную работу над текстом — после составления плана остается лишь писать;
  • не даёт провисать сюжетным линиям;
  • помогает четко представлять образы героев;
  • позволяет структурировать информацию и определить порядок действий героев;
  • подсказывает, о чем писать в середине (обычно с началом и финалом проблем нет, зато они есть с серединой романа);
  • визуализирует идею произведения для автора.
план-романа-3

То есть, четкий план позволяет увидеть все перепетии сюжета и не допустить дыр или заметных провисаний.

План или импровизация?

Считается, что авторы делятся на две крупных категории:

  • те, кто планирует;
  • и те, кто импровизирует.

Планировщик должен знать направление истории, всё её развитие до начала работы над романом. Он держит в голове какие-то основные события, в том числе потому что свободен для импровизации внутри отдельных сцен. Но при этом ему нужно знать, что конкретно произойдет в той или иной сцене.

Импровизатор всё делает без подготовки, определенных навыков и наугад. Пишет с голого скелета — с идеи. Появился персонаж в голове, вокруг него всё и закрутилось. Возникла идея, от неё автор и отталкивается. Импровизация позволяет истории формироваться естественно. Часто автор сам удивляется как читатель, насколько увлекательно разворачиваются события в его произведении. Это самый главный довод в пользу импровизации — она выглядит как настоящий творческий процесс.

Сами по себе перечисленные выше ярлыки создают некие крупные группы авторов, но деление на планировщиков и импровизаторов, по сути, невозможно. Здесь нет четкой границы, как между черным и белым. Смысл в том, что большинство авторов совмещает в себе обе категории. В зависимости от ситуации они применяют то один, то второй способ написания романа. Реже наблюдается склонность к чему-то одному.

Планирование на 100% полностью лишает свободы для творчества. А авантюризм или импровизация на 100% не позволяет представить даже финал произведения. Потому что писать «как пойдет» неестественно и в корне неверно.

Классификация по методике написания

Поэтому правильнее сказать, что авторы делятся на три группы:

  • те, кто планирует роман до написания;
  • те, кто планирует в процессе;
  • и те, кто планирует после.

Без плана вообще не обойтись, если автор хочет написать хороший роман. Просто так пишут лишь графоманы. Если же произведение пишется с какими-то целями, автор доносит свои мысли, хочет самореализоваться, планирование ему просто необходимо!

Даже если история уже написана, она должна быть спланирована — в ней должен быть сюжет. И этот сюжет можно прописать после завершения работы над рукописью.

Полное предварительное планирование

Его плюсы:

  • автор понимает, куда идет повествование — знает все сюжетные линии, их развязки;
  • повествование выглядит сбалансированным (автор знает, когда и как регулировать темп повествования, менять надежду и отчаяние — создавать эмоциональные качели, как контролировать структуру — избегать затянутого вступления и скомканного финала).

Его минусы:

  • трудно следовать плану, так как начальный творческий импульс гаснет;
  • есть риск оказаться слишком привязанным к сюжету — план превращается не в инструмент для помощи, а в сдерживающую силу, не позволяющую писать так, как положено.

Поэтому если автор чувствует, что герой должен поступить не по плану, пусть он так и делает. Лучше переделать план, чем загубить всё произведение.

Планирование в процессе

Такой подход к написанию есть у многих, но он достаточно рискованный. Так как действия, заложенные планом, могут противоречить тому, что привнесено импульсивно.

Кроме того, у автора меньше свободы в составлении сюжета. Часть сюжета окажется спланированной, а другая нет. Поэтому не будет целой картины. А это приводит к неправильной структуре, например, доминированию событий, прописанных ранее над теми, что пишутся без плана.

Здесь нужно отметить, что у любого автора есть время на изменение уже написанного. Не нужно планировать и писать одновременно. Ни одна из этих задач не ограничена по времени, и обе заслуживают внимания. Лучше сделать план хотя бы по основным событиям, а между ними заняться импровизацией уже в процессе написания.

Планирование после

Что это значит? Сначала пишется история, а потом автор планирует, как ее расширить. Грубо говоря, в начале пишется несколько ключевых сцен — начало, середина, конец. И лишь потом продумывается, как развивается сюжет от одной ключевой точки до другой.

Персонажи, события, обстановка могут спокойно объединяться. И они позволяют базировать историю на самых интригующих событиях сюжета.

В чем же минус такой техники? Допустим, автор придумал героя и описал три интереснейших события, затрагивающих сердца читателей. Их нужно свести в единый сюжет, расширить до романа.

план-романа-2

Но любое произведение — это живой организм, развивающийся естественным путем. Если возвести три столпа — начало, середину и конец, а потом попытаться искусственно что-то нарастить на этот костяк, получится неравномерное повествование, появятся сюжетные дыры, множество лоскутов истории не желающих объединятся в единое плотно.

Поэтому основной минус здесь — работа над романом, с учетом исправления всех ошибок, займет слишком много времени. Больше, чем в том случае, если бы автор составил базовый предварительный план.

Какое планирование самое правильное?

Что же лучше — планирование до, в процессе или после? Самый правильный вариант — смешать техники написания. Не стоит привязываться к чему-то одному! Необходимо использовать плюсы каждого подхода к написанию.

Нет ничего плохого в том, чтобы начать с голой основы сюжета. Затем набросать черновики первых двух-трех глав. После чего нарастить структуру и продумать всё остальное. Иногда даже полезно написать две сцены до планирования, чтобы прочувствовать персонажей и немного вжиться в них, понять, как о них рассказывать читателям.

В конце концов у каждого писателя выработается индивидуальный стиль планирования. Если автор не хочет жестко планировать, его ни в коем случае нельзя заставлять это делать. Нужно просто подобрать тот вид планирования, который подойдет к стилю письма.

Что даёт знание типов планирования? Начинающий автор не будет делать всё бессознательно. Смешение для него лучший вариант. Например, в начале нужен костяк сюжета. Подойдет предварительное полное планирование. Затем придумана еще одна сцена, вокруг которой необходимо нарастить новую сюжетную линию. То есть, лучше использовать планирование в процессе. А когда роман готов не помешает ввести сюжетную арку со второстепенными персонажами, лучше раскрывающую главную тему произведения. Это планирование после.

За счет того, что автор хорошо знает, в чем заключается тот или иной вид планирования, он может очень качественно и продуктивно их смешивать. Но лишь эксперименты помогут найти идеальную для каждого комбинацию! Правильно — это то, что подходит именно вам.

Ошибки

Самое главное, что нужно понимать: полная импровизация невозможна! Ведь это практически всегда произведение без структуры. В 90% случаев либо графомания, либо полная нелепица.

Три ключевые ошибки, характерных для полной импровизации:

  1. Написано без идеи.
  2. Нет финала истории.
  3. Нет развития характеров.

Первая ошибка — нет идеи. На самом деле писать без идеи можно. Без неё удобно работать новичкам внутри жанра, особенно пишущим по вдохновению. Но если произведение собирается претендовать на хорошую литературу (оно способно изменить хотя бы одного читателя), автор должен быть достаточно амбициозен. Если писать без идеи, произведение выглядит вторично. И это основная проблема. В такой истории не чувствуется стержня. А он ощущается опытными читателями на интуитивном уровне! Но если есть идея, читатель что-то вынесет для себя. Получит пользу.

Поэтому начинают с идеи, даже если автор предпочитает импровизировать. С того, о чем именно будет книга, какие мыли она будет доносить до читателя.

Вторая ошибка — нет финала. Нельзя писать, не зная финала или кульминации — некой ключевой сцены, развязки, близкой к концу книги. Автору нужна осознанность, понимание, к чему и как он движется.

Можно не видеть середину сюжета, все сюжетные линии, последнюю сцену. Можно вообще ничего не знать о произведении прежде, чем сесть за работу над ним. Но осознавать идею и чем всё закончится просто необходимо, чтобы понимать, куда идти. Если знать, куда двигаться, все сюжетные ниточки, все ходы, логично поведутся к финалу!

Третья ошибка — нет развития характеров. Почему нельзя браться за импровизацию или планирование, если нет понимания, куда будут развиваться характеры? Потому что любое произведение, как и наша жизнь, это развитие.

Самое важное в произведении — события, так или иначе затрагивающие жизнь героев. Вначале драматическая ситуация, запускающая сюжет, затем поворотные события, открытия — всё это должно быть очень значимо. Если герой никак не изменился, значит происходящее никак на него не повлияло. Но в жизни любое серьезное событие меняет человека! Либо в понимании, либо в характере, либо в отношении к другим людям.

То есть, события не меняющие героя, абсолютно не интересны читателю. Если герой в начале был милым и добрым, и таким же остался в финале, роман не удался. Особенно часто такая ошибка встречается в детективах и фэнтези. Был детектив плохишом со скверным характером, таким и остался. Или бродил герой с мечом наперевес всю историю, спасая всех страждущих от злых драконов, этим и занимается до самого финала. Всё это указывает на одно — автор написал плохой роман!

Очевидно, что перед написанием романа следует четко прояснить для себя три вещи: идею, финал и развитие характеров. Без этих трех базовых вещей всё остальное не имеет практичного смысла.

В заключение:

  1. Первое. Выбирайте тот стиль работы, который интересен вам. Но все-таки, если беретесь за произведение, думайте зачем вы его пишете и какие мысли доносите до читателей.
  2. Второе. Понимайте, какой будет финал, чтобы не идти в пустоту.
  3. Третье. Сразу определяйте, как будет развиваться характер у основных персонажей, а желательно и у второстепенных.

Если этого не сделать по всем трем пунктам, книга получится очень плохо — напишется либо очередная графоманская чепуха, либо вторичная жанровая литература.

error: