Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Удерживать читательское внимание непросто. Допустим, автор показал мотивы героя, его желания и основные цели. Но это лишь треть дела.

За поиском мотива, увязыванием его с сюжетом и определением опорных точек (ключевых событий) следует развитие сюжетной линии – проработка препятствий.

Всё это похоже на аттракцион

Хороший сюжет сравним с аттракционом где-нибудь в Диснейленде, когда каждое следующее препятствие (неожиданность) тщательно подготовлено и запланировано, происходит в точно рассчитанное время.

Вагончики – это персонажи, рельсы – сюжет, резкие спуски – препятствия или неожиданности. Успех повествования зависит от точности расчёта. Если персонажи станут двигаться слишком медленно, читатель потеряет интерес. А чересчур быстрое движение грозит потерей сюжетной линии, неразберихой и хаосом.

То есть, всё целиком зависит от конструкции сюжета или расположения отдельных событий по отношению друг к другу.

Если правильные вещи происходят с героями в правильное время, достигается максимальная вовлеченность читателя.

Если же писатель ошибся:

  • с юмором (он выглядит незанимательным и несвоевременным),
  • с логикой (события расположены в неуместном порядке, не вызывают эмоционального сопереживания герою, развязка неясна),

— сюжетная конструкция будет слабой. Ожидаемого «аттракциона» не получится, читатель разочаруется.

Важность препятствий

Препятствие на пути персонажа – возможность получить эмоциональный отклик. Хорошо сконструированный сюжет обязательно вызывает чувство сопереживания герою. Это как лакмусовая бумажка, проверка качества произведения.

Здесь главное правило: каждое последующее препятствие должно быть сложнее предыдущего.

Читатель не отрываясь листает страницу за страницей, следя за сложностью нарастания конфликта. Только так достигается его максимальная вовлеченность.

Как выглядит план сюжета с препятствиями

Вот простейший план сюжета, включающий препятствия (для понимания, что именно автору придётся сделать).

Допустим, герой хочет раскрыть страшное преступление. Это его основной мотив – стержень сюжета. Дальше автор может набросать краткий план развития сюжетной линии и нарастания конфликта.

К примеру:

  1. Собрать улики.
  2. Опросить свидетелей.
  3. Задержать подозреваемых.

Препятствия на пути сыщика:

  1. Главная улика украдена из-под носа полиции.
  2. Свидетель становится несговорчивым и молчаливым. Кажется, на него давят.
  3. Один из подозреваемых совершает побег.

Итог: сопереживание, увлечённость книгой. Читатель хочет знать, как именно герой решит все проблемы, раскроется или нет это преступление в итоге.

Всего три препятствия — и пресное повествование становится тем самым аттракционом, по которому интересно идти. Разумеется, препятствий в большом романе должно быть больше. Но главное для писателя — понимать основы.

На каждый пункт плана (его опорные точки) придумывается всего одно препятствие, исходя из логики этого самого пункта.

Читать больше про опорные точки: Хороший сюжет для книги – с чего начать?

Далее у главного героя появляется новый мотив (либо он остаётся прежним – всё зависит от авторской задумки). Возникают очередные сложности – например, вводится антагонист.

Читатель задаётся вопросом — а что будет дальше? Он сопереживает и жаждет развязки, с каждым новым препятствием испытывая определенные эмоции: восхищение, гнев, ненависть, удивление, и так далее.

К развязке достигается пик эмоционального вовлечения читателя, чего и добивался автор с самого начала повествования.

В заключение: как подготовить препятствие?

Для подготовки препятствий нужно:

  • Четко понимать мотивы персонажа (чего он хочет).
  • Продумать план действий, которые герою нужно совершить для достижения поставленной цели.
  • Составить список препятствий.
  • Расставить их по возрастающей.

Ещё важно следить за сменой эмоционального состояния читателя. Казалось бы, вот герой выбрался из передряги, читатель облегчённо выдохнул. Но нет же – ничего не закончилось! Впереди у героя ещё большее испытание. Так выйдет ли он из него победителем?

Читать: Сколько основных сюжетов в мировой литературе?

error: