Для создания органичного произведения в художественной литературе используется несколько базовых сюжетов. К слову, типы сюжетов – спорный момент. Литераторы классифицируют их по-разному: от четырёх у Борхеса до тридцати шести у Польти.
Об этом подробнее здесь: Сколько основных сюжетов в мировой литературе?
Сегодня рассмотрим ещё одну классификацию, имеющую 6 позиций.
Определение
Сюжет – это некая сущность, создаваемая автором, когда он расставляет события истории в определённой последовательности и продумывает персонажей будущей книги. Все события связаны логически и воспринимаются читателями как естественный ход вещей.
Исторически сюжетостроение развивалось таким образом, что писатели от преобладания действия перешли к преобладанию познания. Сначала писали о героях, которые своими действиями вдохновляли читателя. Позже создавали интригу, когда читатель постепенно познавал некую истину о героях и происходящих событиях.
Основные типы
Основные типы сюжетов выглядят так (это один из возможных вариантов классификации!):
- Путешествие.
- Три единства.
- Серия открытий.
- Нетипичный сюжет.
- Жанровый сюжет.
- Связанный сюжет.
Остановимся на их особенностях подробнее.
Путешествие
Такой тип сюжетостроения самый древний и органический. Происходит он из мифологии, в которой главный литературный приём – путешествие героя. По дороге герой встречается с препятствиями и противниками. А после победы возвращается домой.
Сюжетная линия здесь линейная, а основная задача писателя – показать эволюцию главного персонажа. Герой растёт и изменяется каждый раз, когда преодолевает препятствие. Ключевое прозрение у него происходит по возвращению домой – обнаруживаются какие-то возможности или черты характера, на которые он раньше не обращал внимания.
Недостатки и ошибки
Недостаток такого построения сюжетной линии один: его органический потенциал часто не реализуется на практике.
Первая ошибка: каждая новая победа не приводит к эволюции персонажа. Поэтому кажется, что один сюжетный ход повторяется на протяжении всей книги – она выглядит, как сборник из отдельных эпизодов.
Вторая ошибка: перемещение персонажа на слишком большие расстояния. При этом почти невозможно естественно и правдоподобно сводить героя с действующими лицами, появившимися в начале повествования.
Как это можно скорректировать?
Первое: Создать тайну, чтобы уже знакомые читателю действующие лица постоянно показывали себя в новом свете.
Второе: Ключевых персонажей отправить в путешествие, то есть дать им ту же самую конечную цель, что и главному герою. В результате получится эффект воронки. Герой будет постоянно встречаться с одними и теми же людьми.
Три единства
Этот тип сюжетостроения тоже имеет древние корни – происходит от античных драм. Главный литературный приём здесь единство места, времени и действия. Сюжетная линия всегда одна, действие разворачивается в одной локации и по времени охватывает не больше суток.
Противник знаком с героем с первых страниц, как и другие персонажи. Поэтому все события получаются органично связанными между собой. Основная проблема, характерная для «путешествия», отпадает сама собой: писателю не придётся искусственно протаскивать персонажей из первых сцен через всю книгу, тем самым нарушая естественность повествования.
Недостатки
Основной недостаток – простота сюжетной линии. У персонажей случается меньшее число прозрений, так как действие ограничено временем. А значит, познавательная часть для читателя будет слабой (противники хорошо известны, недосказанности и тайн нет, у главного персонажа случается всего одно ключевое прозрение в конце).
Серия открытий
Такой тип сюжетостроения называют также «большим сюжетом». Он чрезвычайно популярен и в наши дни, а его расцвет пришелся на XIX век (этой техникой пользовался Дюма, Диккенс). Сейчас активно применяется в детективах и триллерах.
Особенности:
- используется одно место, хотя и не такое ограниченное, как в «трёх единствах» (например, место действия город, деревня, Дикий Запад, колония на Марсе, а не одна комната или дом);
- само действие занимает много времени – от нескольких недель до нескольких лет (если же берётся несколько десятилетий, то скорее всего, роман тяготеет к другому типу сюжета – путешествию);
- главный герой знаком с антагонистом, но почти ничего о нём не знает;
- обе стороны конфликта хорошо просчитывают свои действия, что приводит к возникновению неожиданных откровений и сюрпризов для читателя.
В этом типе сюжета гораздо больше сюрпризов, чем в «путешествии», так как количество противников у главного героя ограничено, а информации о них в самом начале книги даётся ничтожно мало.
Как организовать серию открытий?
Сюжетные сюрпризы здесь создаются с учётом следующих факторов:
- антагонист – это человек, лучше других воздействующий на героя через его слабости;
- открытия – те моменты, когда становится понятно, куда же «прицеливается» противник для достижения своей цели;
- в такие моменты герой должен измениться, преодолеть свою слабость, иначе он проиграет.
Нетипичный сюжет
Это экспериментальный тип сюжетостроения, возникший в XX веке, когда многие авторы стремились разрушить классическое сюжетное здание. Сюжетная линия здесь несколько ограничена, так как всё внимание автора сосредоточено на тонкой передаче человеческих образов.
Поэтому читателю сложно пересказать содержание книги, а иногда и уловить её смысл. В произведении высказываются разные точки зрения, меняется рассказчик, нарушается хронология событий, структура повествования выглядит разветвлённой – одновременно развивается несколько противоположно направленных действий, часто в обратной последовательности (с конца истории в начало), много авторской позиции, отступлений.
Примеры таких произведений: «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», «Прошлым летом в Мариенбаде», «В ожидании Годо», «Вишневый сад», «Над пропастью во ржи», «Улисс».
Жанровый сюжет
Этот тип сюжетостроения характерен для так называемой жанровой литературы. Особенностью является использование шаблона: сюжет, символы, главная тема, вселенная, персонажи относительно жёстко прописаны в рамках жанра.
Читать:
Сюжетная линия отличается масштабностью, яркими открытиями, часто кардинально меняющими ход повествования.
Недостатки
Основной недостаток жанра – это предсказуемость и отсутствие уникальности.
Цепочка событий разворачивается по одним лекалам во многих книгах от разных авторов, но с точностью как у швейцарских часов (можно предугадать, когда произойдёт то или иное событие). При этом персонажи в большинстве своём шаблонны и неинтересны.
Удивить читателя здесь можно только за счёт деталей.
Связанный сюжет
Эта техника пришла в литературу от современных сценаристов, работающих с телевизионными сериалами. Сюжетостроение включает в себя разработку от трёх до пяти сюжетных линий.
В каждой из линий есть свой центральный персонаж, окружённый небольшим количеством сопутствующих действующих лиц (например, у полицейского это сотрудники участка). При чередовании сцен автор переключается с одной сюжетной линии на другую.
Применение на практике
Каждая из линий демонстрирует вариацию главной темы произведения. Если читатель сопоставит две сцены при переходе от одной сюжетной линии к другой, он заметит между ними тождество.
Синхронное повествование позволяет наблюдать за развитием как главных героев, так и целой группы персонажей. При этом несколько сюжетных линий трактуют один и тот же тезис, что облегчает его понимание читательской аудиторией.
Основная ошибка – выведение сюжетных линий в несвязанное между собой параллельное повествование. Это помогает удерживать читательский интерес и внимание, но целостность произведения теряется.
Примеры использования разных сюжетных типов
Путешествие: Девушка-циркачка отправляется с гастролями по стране, чтобы заработать деньги на операцию матери. Она переезжает из города в город, знакомясь с новыми людьми и преодолевая трудности. В конце концов возвращается домой с необходимой для лечения суммой.
Три единства: Описывается несколько часов, в которые циркачка готовится к выступлению на городской площади. У неё возникает конфликт с местными властями и организаторами праздника. Разрешат ли ей выступление? Ведь больная мать по-прежнему ждёт девушку дома.
Серия открытий: Девушку-циркачку приглашают в столицу для выступлений, где ей придётся столкнуться с трудностями столичной жизни, странными нравами местных жителей и произволом директора цирка.
Нетипичный сюжет: Девушка узнает, что её мать тяжело больна. Она пробует выступать на городской площади с цирковыми трюками, но ничего не получается. Тогда она даёт себе слово научиться цирковому искусству, чтобы собрать необходимую сумму для лечения. Но найденный преподаватель оказывается шарлатаном. В результате ничего не получается.
Работа с жанром: Мать рассказывает дочери, что умрёт без операции. Та решает заработать деньги, гастролируя с цирком по стране. Возникает ссора с женщиной-уборщицей, свидетелями которой оказывается вся труппа. Перед выступлением в одном из городов обнаруживается труп этой женщины в гримёрке циркачки. Начинается следствие.
Связанный сюжет: Книга рассказывает о жизни цирковой труппы, гастролирующей по стране. Показываются три-четыре основных персонажа, их сложные отношения с коллегами, их жизненные проблемы.
В заключение
Перед проработкой событий для новой книги необходимо:
- Определиться, к какому типу сюжетостроения относится произведение.
- Подумать, можно ли создать «гибрид» — смешать несколько типов построения сюжетной линии.
- Записать ключевые особенности выбранного типа или смеси нескольких типов (задача автора – придать повествованию органичности).