Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Сегодня ещё раз вернёмся к сюжету и определим, что такое развёрнутая структура литературного произведения.

Каждую книгу можно условно разделить на начало, середину истории и её конец. Структурные элементы в каждой из трёх частей опираются на семь ключевых этапов, уже проработанных ранее (экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, сюжетный поворот, развязка, эпилог).

О них подробнее читайте здесь:

Сюжет: семь ключевых этапов истории

Каждый из элементов — это условно говоря одна деталь конструктора. Автор собирает десятки различных сюжетных конструкций на своё усмотрение. Он даже может выбросить одну из деталей, следуя творческой задумке (системе символов, персонажей, идее, теме произведения).

Важный момент: зная, какие бывают структурные элементы проще экспериментировать, да и вероятность написать скучную книгу минимизируется.

Структурные элементы Начала

  • Первое: Озарение (мотив).
  • Второе: Призрак.
  • Третье: Недостаток.
  • Четвёртое: Драматическая ситуация.
  • Пятое: Мотив.
  • Шестое: Союзник или союзники.
  • Седьмое: Антагонист, тайна.

Первый элемент – Озарение и мотив

Это крайне важный элемент, позволяющий задать условные рамки для истории. Автор будет знать, куда движется его герой. То есть, станет известна конечная точка сюжета.

Главные вопросы здесь следующие:

  • 1.Что герой понимает в финале?
  • 2.Что он знает в начале?

Герой, точно такой же, как любой из нас. У него есть своя точка зрения, какие-то взгляды на жизнь, заблуждения. Он не сможет чему-то научиться в конце, если в начале ни в чём не ошибается.

На заметку! Выстраивая сюжет следует двигаться с конца произведения к началу. От финала к экспозиции и завязке. Только так, через поиск недостатка и мотива, определяется финальное прозрение для героя, его рост и изменение.

Второй элемент – Призрак

Если первый элемент задаёт рамки произведения, то второй открывает сюжетную последовательность.

Призрак – то, что остаётся «за кадром» для читателя. Это некая предыстория, содержащая в себе события до первой страницы книги. Какие-то триггеры из прошлого до сих пор оказывают на героя влияние, преследуют его. В них кроется причина психологического и морального недостатка.

Этот элемент похож на сюжетный фундамент, позволяющий органически раскрыть образ главного персонажа. Призрак действует как внутренний антагонист. Он через страх удерживает героя от действия, служит противовесом его стремлений, тянет назад. Герой словно «плывёт с мертвецом в трюме».

Третий элемент – Недостаток

Недостаток – это одна или несколько слабостей, мешающих персонажу нормально жить. Чаще всего некий симбиоз, включающий в себя как моральный, так и психологический изъян.

Слабость всегда проистекает из психологического состояния героя. Страдает его личность. Из-за недостатка, его укоренения внутри, герой причиняет страдания другим – изъян из области психологии плавно перетекает в область морали.

Отсюда возникает нужда в изменении. Персонаж должен что-то поменять в себе к лучшему – преодолеть слабость к концу произведения, чтобы улучшить свою жизнь.

Слабость героя причина его проблем. В начале произведения он понимает, что попал в неприятности, но пока не знает, как из них выбраться. Затруднение или кризис, с которым столкнулся главный персонаж, обязательно демонстрируется читателю.

Итак, ещё раз: мощный недостаток включает в себя три составляющих – собственно недостаток (изъян психологического и/или морального свойства), нужду и проблему.

Четвёртый элемент – Драматическая ситуация

Драматическая ситуация – это влияние на главного персонажа извне. Какое-то событие, заставляющее его задаться целью и начать действовать.

Такая ситуация помогает связать между собой недостаток (изъян) и мотив, так как в самом начале повествования воля героя парализована. Он осознаёт проблему, но ничего не предпринимает для её решения без толчка извне.

Лучшее техническое решение здесь бросить персонажа «из огня в полымя» — углубить кризисную ситуацию. Пусть герой решит, что его проблемы закончились в тот момент, когда на самом деле всё становится только хуже. Из-за какого-то происшествия он оказывается в ещё большей беде.

Пятый элемент – Мотив

Мотив схож с сюжетным хребтом, на котором держится вся история. Он предполагает наличие одной чёткой цели, актуальной до конца истории – до её финала.

Как только главный персонаж начинает действовать, его мотивация максимально сильна. И чем больше он предпринимает усилий, тем значимей становится конечная цель.

Важные моменты:

  • нельзя начинать с одержимости – сюжет выйдет плоским и однообразным, на начальном этапе стремление должно быть умеренной силы, чтобы герою было куда двигаться;
  • сила стремления всегда наращивается постепенно;
  • нельзя заменять стремление новым – ценность первоначальной цели постоянно растёт, как и решимость её достичь.

Уровень мотивации

Кстати, успех произведения во многом определяется уровнем стремления. Например, выживание – это самый низкий уровень, ставящий персонаж в позицию животного, руководствуемого инстинктом выживания.

Классические стремления в восходящем порядке выглядят так:

  1. Бегство или выживание.
  2. Месть (отмщение).
  3. Победа в сражении.
  4. Честолюбие.
  5. Познание, исследование мира.
  6. Поимка преступника.
  7. Поиск истины.
  8. Обретение любви.
  9. Борьба за свободу и справедливость.
  10. Спасение государства.
  11. Спасение мира.

Шестой элемент – Союзники

Союзники – ключевые фигуры в системе персонажей. Они помогают главному герою победить противника и достичь поставленной цели.

Через союзников транслируются чувства и мысли героя. Через них же удобнее всего представить главного персонажа читателям.

Важные моменты:

  1. Дайте каждому из союзников свою небольшую цель, не противоречащую стремлению героя. Этот приём позволит сделать из союзника полноценную личность, даже если на его проработку будет потрачено минимум времени.
  2. Союзник не может быть интереснее главного героя! История всегда рассказывается о самом интересном персонаже. Если это союзник, сделайте его главным действующим лицом – перекроите сюжет под него.

Седьмой элемент – Тайна и Антагонист

Противостояние героя и антагониста – основа сюжета. Если оно прописано ярко, действие развивается естественно и стремительно.  Хороший антагонист всегда играет на слабостях героя. В результате последний вынужден преодолеть себя и вырасти, либо проиграть. Ставки всегда чрезвычайно высоки!

Антагонист и тайна часто взаимосвязаны. Причин тому две:

  1. Первое: Неизвестного противника сложнее победить. Сначала его нужно обнаружить! Но зато победа становится вдвойне ценнее.
  2. Второе: Отсутствие антагониста можно компенсировать тайной (как например, в триллерах или детективах). Это делается, если до самого финала не известно, кто же противостоит главному персонажу (конфликт с антагонистом на время заменяют увлекательным поиском разгадки).

Что такое «сильный антагонист»?

Прежде всего ответьте себе на следующие вопросы:

  1. Кто именно будет мешать герою в достижении его цели и почему?
  2. Чего хочет антагонист?
  3. Чем его ценности отличаются от ценностей главного героя?

Последний вопрос самый главный! Из конфликта ценностей возникает конфликт персонажей, который и двигает сюжет вперёд.

Как создаётся сильный антагонист:

  • Противник выглядит таинственно, как верхушка айсберга. Что скрывается в глубине, под водой, читателю с первого взгляда непонятно. А именно под водой кроется основная опасность!
  • Ещё лучше, когда противников несколько и они действуют сообща. Причём у них ярко выражена иерархия – есть главный антагонист и его приспешники.
  • Ни герой, а тем более, читатель не знает об иерархии среди противников, их истинных целях и устремлениях.
  • Знакомство с каждым из противников происходит постепенно, по мере развития сюжета. Образы противников должны быть покрыты завесой таинственности почти до самой развязки.
  • Очевидный противник появляется в самом начале истории. Именно с ним сталкивается главный персонаж и начинает действовать.
  • Когда конфликт максимально разгорится, обнаруживаются другие противники либо стратегия главного антагониста внезапно изменяется.

В заключение

Построение первой части произведения, его начала, выглядит так:

  1. Ищем финальное озарение для главного персонажа.
  2. Отталкиваясь от финального озарения, определяем недостатки и нужду.
  3. Показываем призрак – воздействие прошлого.
  4. Описываем яркую драматическую ситуацию – давим на героя извне.
  5. Раскрываем мотив.
  6. Подбираем и описываем союзников, помогающих главному герою идти к поставленной цели.
  7. Показываем главного антагониста.

Ещё раз: зная о деталях конструктора сюжета, не обязательно использовать каждую из них. Всё зависит от того, что именно и как хочет донести до читателя автор.

error: