Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Мы читаем книги для того, чтобы смотреть, как человек развивается. Если герой за произведение никак не изменился, значит события были недостаточно сильны. Потому что сильные события всегда меняют человека.

Если события были недостаточно сильны даже для героя художественной книги, они не интересны для читателя!

Книга — отражение реальности!

Есть понятные этапы развития человека, о которых мы все знаем на интуитивном уровне.

А любой герой книги во многом похож на реального человека! У него появляется какая-то проблема, он начинает её осознавать. Затем возникает нужда. Если возникла нужда, тут же образуется мотив, чтобы действовать. Затем происходит какая-то драматическая ситуация — появляется дополнительно внешний мотив. Если он есть, есть и антагонист. Антагонист всегда, как бывает и в реальной жизни, давит на больные точки ГГ.

То есть, структура книги, её сюжет, во многом напоминает жизнь настоящих людей.

ошибки-сюжета-2

Каждый структурный элемент здесь влияет на развитие личности героя!

Всё это называют «естественной структурой». Её часто используют даже на интуитивном уровне, не зная теории построения сюжета. Потому что авторы понимают, как развивается человек и подсознательно перекладывают это знание на свои произведения.

Как отличить тип повествования «снежинка» (дерево) от «взрыва»?

Одна из распространенных проблем — путаница с повествованием типа снежинка/дерево и взрыва

Итак, снежинка — последовательное повествование, включающее в себя последовательные события. Есть герои A, B, C — их истории рассказаны последовательно. В конце, ближе к финалу, может быть история обо всех сразу. Но это наблюдается далеко не во всех произведениях!

Взрыв — параллельное и перекрёстное течение сюжета. Какую-то часть произведения автор рассказывает о герое A, затем фокус смещается на героя В или C. После чего писатель вновь возвращается к герою A, и дальше — к герою В (или С).

Читать:

Пять основных видов сюжета

Типы сюжета

Что касается типов сюжета, здесь основная путаница связана с нетипичным построением.

Нетипичный сюжет простыми словами: если пересказать основные события незнакомому человеку, он толком не поймет, о чем же эта история.

Пример из классики: герои приехали в свою усадьбу, продали её и уехали («Вишнёвый сад»).

То есть, это не абсурд! А отсутствие сюжета как такового. Грубо говоря, если герой приезжает в деревню, беседует там целый день с бабушкой, а потом уезжает — это и есть нетипичный сюжет.

Читать:

О типах сюжетов для создания органичного повествования

Семь ключевых этапов истории

Основная ошибка здесь — отсутствие героя как такового.

Если у ГГ нет недостатков, получаем шаблон — плоского картонного персонажа без глубины. Такой ГГ читателю не интересен! Потому что таких людей в реальной жизни не бывает. Герой без недостатков не реалистичен.

На заметку: если реальный человек считает себя идеальным — это один из его недостатков!

Как создаются недостатки? Всё очень просто!

Лучше начинать с озарения, то есть с того, что ГГ поймет в конце. А чтобы правильно показать это озарение необходимо грамотно подобрать недостаток. Произведение с идеальным ГГ не интересно читателю, так как в жизни не бывает людей без недостатков и слабостей.

Есть такое понятие как дуга развития героя. Это движение от недостатка к озарению в конце книги.

ошибки-сюжета-3

Неправильное использование дуги развития называют «рубильником» — сюжетом, в котором изменение ГГ (его озарение) ничего не предвещает. Он просто в один момент изменяется буквально по щелчку «рубильника».

Правильно созданная дуга предполагает, что каждая сцена, каждое последующее открытие в произведении происходит за счет того, что кто-то из антагонистов или главный антагонист давит на недостаток героя. И за счет того, что ГГ каждый раз приходится делать какой-то выбор он растёт, постепенно изменяется.

То есть, связка «недостаток — озарение» ключевая в любом произведении!

Читать:

Структурные элементы сюжета и их использование

Сюжет: семь ключевых этапов истории

Система персонажей

Здесь правило одно:

Если у автора не получается органично вставить в структуру произведения какой-то элемент сюжета или персонажа, он ему просто не нужен!

Читать:

Что такое система персонажей и как ею пользоваться?

Как использовать речевые особенности при создании персонажей?

Архетипы литературных персонажей

Создание главного героя, похожего на живого человека

Создание хорошего противника (антагониста)

Четырёхстороннее противостояние

Что важно знать при создании 4-стороннего конфликта? Что второй и третий антагонисты могут не быть антагонистами по своей сути! Да, это звучит немножечко странно, но так и есть на самом деле.

Это могут быть союзники, второстепенные персонажи, но при этом в том или ином моменте сюжета они вступают в антагонизм с ГГ. Например, могут разойтись во взгляде на жизненные ценности. Помогать во всём кроме каких-то отдельных ситуаций, и тому подобное.

На что нужно обратить внимание: Четырехстороннюю оппозицию удобнее всего показывать, если повествование ведётся от третьего лица.

Читать:

Как создать четырёхсторонний конфликт?

Система символов

Символы изменяются параллельно с дугой развития героев. Чем ближе ГГ к озарению и конечной цели, тем сильнее меняется символ (либо меняется отношение ГГ к этому символу).

Правило простое. Если есть какой-то символ, но автор не знает, как менять его на протяжении всего произведения, изменяется отношение ГГ к этому символу.

Читать:

Система символов — власть малого в литературном произведении

Ещё раз о работе с символами в литературе

Структура в начале, середине, конце произведения

Начало. Основная ошибка: между драматической ситуацией и появившимся мотивом у ГГ нет никакой связи! В идеале драматическая ситуация должна приводить к появлению мотива (здесь просматривается чёткая связь). Особенно это касается сюжетообразующих драматических событий.

Примеры: если ГГ узнает, что есть клад, он хочет его найти; если его увольняют с работы, он ищет новую работу.

Читать:

Особенности структуры сюжета в начале произведения

Середина произведения. Основная проблема для начинающих авторов в середине книги — это создание правильного фальшивого союзника.

Фальшивый союзник — антагонист, прикидывающийся союзником ГГ.

Поэтому просто негативное отношение к герою, его неприятие (например, осуждение за какие-то взгляды) не делает ФС антагонистом. Причина — отсутствие прямого противодействия, ФС никаким образом не давит на ключевой недостаток ГГ. Осуждение — это не препятствие на пути ГГ! Таким образом, осуждающий ГГ здесь просто второстепенный персонаж, не одобряющий чужие взгляды/поступки, а не фальшивый союзник.

При этом нужно учитывать, что любой антагонист делает что-то зачастую из лучших побуждений, считая, что так будет лучше! Он ставит препятствия на пути ГГ не из желания пакостить, а по причине собственных мотивов.

Мнимое поражение

Ещё одна ошибка касается мнимого поражения.

МП — это момент, близкий к кульминации, когда герою кажется, что он никогда не достигнет цели. В это же время читатель ему максимально сопереживает, а также жаждет узнать, чем завершится история — как ГГ выберется из сложившейся ситуации? А мнимым такое поражение называют потому, что ГГ находит выход и добивается цели.

Основная задача писателя добиться смены эмоционального состояния у читателя. Мнимое поражение является ключевым элементом для создания нужного эмоционального фона. Это то, что мешает захлопнуть книгу. То, что вызывает интерес.

Читать:

Сюжет: структура в середине произведения

Конец произведения. Основная проблема здесь — недостаточно сильный (сложный) моральный выбор.

ошибки-сюжета-4

Если есть третий вариант решения проблемы, МВ гарантировано будет слабым/нелогичным!

Гармония, наступающая в конце книги. Обычно авторы делают концовку слишком хорошей (все жили долго и счастливо) или очень плохой. Третий вариант нечто среднее между крайностями — хорошо, но не до конца. Он то и является ошибочным!

Читать:

Сюжет: структура в конце произведения

Чехов отмечал «в конце герой либо женись, либо стреляйся», подразумевая что финал должен выглядеть как ошеломляющая победа, либо как оглушительный крах. Здесь золотой середины не бывает! Её лучше избегать.

error: