Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Перед тем как перейти к вычитке и редактированию готовой книги необходимо ответить себе на несколько ключевых вопросов.

Первое: Тема и ценности

Это самый важный момент!

Маститые писатели часто советуют писать каждый раз как последний в жизни, выкладываясь на полную. Делать лучшее, что можно на данный момент времени. И это верно.

Масштаб идеи и писательской ценности, которую ставит перед собой автор, — самое важное, о чём он должен всегда помнить!

Нельзя писать просто для того, чтобы написать. Или писать потому, что хочется это делать — пробовать новое или продавать книгу ради прибыли. Либо писать из-за того, что затронутая тема была интересна. Этого не достаточно! Такой подход не даёт энергии для развития.

вычитка-2

Если нет того, что буквально «выворачивает» писателя наизнанку, он не напишет вещь, заставляющую читателя измениться!

Если во время работы приходится вытягивать из себя текст, скорее всего, за ним нет большого смысла, большой идеи, которой одержим автор. Нет истории, которую нужно донести читателю, чтобы у того произошёл сдвиг характера.

Великие цели заставляют гореть работой! Неважно, сколько у писателя детей, как он занят на основной работе, какие у него жизненные обстоятельства. Он будет писать ежедневно только ради того, чтобы донести какие-то идеи до читателей — изменить людей и мир в целом.

Поэтому первое, на что нужно проверять готовое произведение, — это тема и ценности, которые оно доносит до читательской аудитории.

Раскрыта ли тема, ценности? Поможет ли раскрытие этой темы хоть как-то изменить читателя?

Один автор может написать два произведения, в чём-то сильно похожих по манере изложения, сюжетным поворотам, деталям мира. Но при этом стержень подсознательно чувствуется читателями только у одной книги! Ощущается, что автор «горел», ему было интересно работать над темой, она для него очень важна.

Второе: Персонажи

Первый вопрос здесь: не стереотипны ли персонажи? В детективе, например, есть спившийся полицейский, а его босс коррупционер?

Ещё важный момент. У любого персонажа, появляющегося минимум на двух-трех страницах книги, должно быть противоречие! Например, самый жестокий злодей должен обладать хотя бы одним позитивным качеством.

Также у персонажа должен быть мотив!

Всех главных персонажей (обычно их два-три) необходимо проверить на сдвиг характера. Изменились ли эти герои?

Если ответ звучит, как «да, герой изменил мнение о себе — стал немного другим, чем в начале», что-то в произведении пошло не так! Герои должны меняться, причём значительно. В этом смысл любой хорошей истории.

Третье: Следование семи ключевым этапам

Читать:

Сюжет: семь ключевых этапов истории

Структурные элементы сюжета и их использование

Вопрос здесь следующий: Есть ли в сюжете события, соответствующие семи ключевым этапам истории?

Также важно понять, какие элементы сюжета использованы в произведении:

1. Если чего-то нет, почему это произошло?
2. Если же элементов слишком много (на них приходится много сцен), оправдан ли такой подход?

Развивается ли конфликт? Интересен ли герой, его изменение?

Стандартная техника для проверки следующая:

1. Выписываются все события одним ключевым предложением.
2. Каждому из упомянутых событий выставляется оценка по 10-бальной шкале (насколько это сильно по накалу эмоций, интересно читателям?).
3. В идеале событийная линия похожа на кривую: 1, 5, 8, 2... (накал сменяется спадом, за ним следует очередной эмоциональный виток).

Каждый из накалов обусловлен сюжетными событиями. Не получается ли так, что в начале произведения случилось самое страшное и после этого уже крайне сложно удержать читательское внимание?

Четвёртое: Вселенная

Если история посвящена развитию характера главного героя (он стремится к лучшему), работает ли на это вселенная — расширяется ли пространство?

Если история — хронология падения, деградации, сужается ли пространство вокруг героя?

вычитка-3

Еще один важный момент — раскрытие темы. Допустим, есть три-четыре героя, по-разному транслирующих главную тему. Передают ли визуальные образы вселенной их отношение к главной идее произведения? Как выглядят жилища, одежда, например?

Пятое: Символ/символы

Главный вопрос по этому пункту правки: Есть ли, собственно, символ в произведении?

Второй вопрос: Развивается ли он? Здесь допускается два варианта — физическое изменение, либо перемена отношения к нему со стороны героев.

Читать:

Система символов — власть малого в литературе

Ещё раз о работе с символами в литературе

Шестое: Связь событий

Это очень простой пункт проверки. Важно убедиться, есть ли последовательность между событиями? Улавливает ли читатель эту связь?

Здесь же можно определить, правильно ли выбран момент для начала повествования? Или начато слишком издалека? Либо, наоборот, заметна спешка — герой брошен в поток испытаний без подготовки?

Седьмое: Кульминация

В вопросе с кульминацией важно убедиться в наличии элемента неожиданности. Есть ли сюжетный твист или перевёртыш? Сменяет ли надежда отчаяние?

Ещё Аристотель говорил, что смена надежды и отчаяния — основной навык драматурга.

В хороших книгах он используется часто. Вот читателю кажется, что герой победил. Но на его пути вырастает очередное препятствие, которое якобы невозможно преодолеть. Наступает отчаяние. Но герой находит в себе силы — победа снова близка! Однако очередное испытание заставляет его проигрывать. Перед самой кульминацией герой опять собирается с силами. До этого его буквально накрыла бездна отчаяния — произошло мнимое поражение. Но герой преодолевает себя и свою проблему в момент кульминации (читатель оказался на пике эмоций!).

Эффект неожиданности — это во многом ответ на вопрос, достаточно ли писатель поверг читателя в пучину хаоса? Если читатель убеждён, что герой не погибнет, он не будет ему сопереживать! Эффекта неожиданности не получится.

Восьмое: Завершение конфликтов

Если автор просто скажет в конце, что герой как-то изменился, читатель почувствует себя одураченным.

Поэтому так важно прояснить, что же случилось с ближайшим окружением главного героя: семьёй, друзьями, сотрудниками, и так далее. Необходимо проверить, закрыты ли все второстепенные конфликты.

Девятое: Причина и следствие в сценах

На этом этапе правки для каждой из сцен в произведении выписывается причина и следствие:

1. Кто из персонажей, с какой целью начинает сцену?
2. Что у него в итоге получается или не получается?

Пустые сцены, не приводящие к изменению характера, удаляются. Приводящие к сдвигу характера, но не изображающие какое-то действие, объединяются с другими сценами.

Цель редактуры — дать каждой сцене ценность для сюжета в целом и одновременно для развития характеров главных персонажей.

Десятое: Финал

Первый вопрос: Не кажется ли сдвиг характера ГГ слишком внезапным?

Второе: При трагичном исходе финала, есть ли надежда, что всё будет хорошо для ГГ?

Третье: Если итог борьбы решён в позитивном ключе, не слишком ли легко далась победа?

Одиннадцатое: Изменение героя

Это один из важнейших пунктов правки. Необходимо убедиться, понятно ли читателю, что герой безвозвратно изменился? Стал лучше или хуже к концу книги (деградировал)?

вычитка-4

Второй важный момент: Не произошло ли изменение само собой? Есть ли в сюжете ключевые события, непосредственно повлиявшие на сдвиг характера?

Все мы помним фильм «Викинг», сценарий которого не содержит предпосылок, обусловивших ключевое изменение главного героя! ГГ был плохим, а потом вдруг стал хорошим без всякого пояснения сдвига характера.

В произведении очень важно прописать все этапы изменения характера ГГ!

Вычитка

Вычитка включает в себя следующие пункты:

1. Дать тексту отлежаться минимум две недели (для романа до месяца!), когда он оценён по приведённым выше критериям. Если нужно, в нём можно что-то удалить, добавить, исправить! Что важно: чем больше произведение, тем дольше оно должно лежать в «ящике стола». Самому автору перечитывать его в это время нельзя категорически!
2. Поделиться им с близкими или друзьями для предварительной оценки.
3. Визуализировать (распечатать или разложить структуру сюжета по карточкам), если это нужно. Исправить, в том числе, по структуре. После правки опять отложить и через время поделиться с доверенными лицами для вычитки!
4. Собственно, править несколько раз до желаемого результата.

Об этом подробнее здесь:

Этапы правки литературного произведения

error: