Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Стиль и стилистика

Стилистика – наука, изучающая средства языковой выразительности (тропы, лексика, синтаксис).

В свою очередь она делится:

  • на лексическую (или практическую), изучающую текст, как единую смысловую и композиционную целую;
  • и функциональную, изучающую разные стили речи (их всего пять: официально-деловой, научный, публицистический, разговорный и художественный).

Для авторов интересна, прежде всего, лексическая стилистика, позволяющая затронуть эмоции читателей. Поэтому так важна композиция и структура текста. Необходимо создать трехмерную картинку в воображении читателя. Чтобы он мог вместе с рассказчиком пережить историю, приобрети новый эмоциональный опыт. Погрузиться в вымышленный мир.

Качественный текст – это:

а) яркость и образность (предложения понятны с первого прочтения; в длинных предложениях ясно, что к чему относится; образы контактируют с восприятием читателя – зрение, слух, ощущения);

б) соответствие литературным нормам (смысл и употребление незнакомых слов проверять обязательно!);

в) соответствие задаче, поставленной автором (например, специально замедлять темп повествования или использовать канцеляризмы).

Типичные ошибки начинающих

Основные:

Речевая избыточность (пустословие и многословие; неумелое многословие + неумение работать со структурой текста). Особенно оно неуместно в жанровой литературе, где лучше сказать короче, если нет другой задачи у автора. 

То есть, многословие похоже на топтание на одном месте, когда разными словами повторяется одно и то же. Новой информации для читателя нет.

Двусмысленность и запутанность (отсутствие стилистического чутья; незнание паронимов; неясность речи – ошибки в управлении; незнание точного смысла слов). В некоторые моменты автор должен включать чуйку! Также здесь помогут словари синонимов, толковые словари, чтение классической литературы.

Паронимы – это слова, звучащие похоже, но имеющие разный смысл. Примеры: обидный – обидчивый; скрытный – скрытый; эффектный – эффективный; деловой – деловитый – дельный; каменный – каменистый.

Неряшливость (канцеляризм, повторы – особенно местоимений, пунктуационные ошибки). Помогут справочники по русскому языку, а также внимательное редактирование текста.

Специфические ошибки начинающих

Вот их перечень:

Штампы и абстракции (затертые обороты, канцеляризмы, общие слова). Общие слова удобно использовать, так как они находятся на поверхности – первыми приходят в голову. Однако для создания образа и настроения придётся потрудиться в подборе нужных слов. Выбрать что-то лучшее, более подходящее.

Невнимание к жанру, атмосфере, настроению. Здесь важно отслеживать нужное настроение. Написанные слова иногда не соответствуют первоначальной идее.

Например, о приключениях нужно писать динамично и ярко, простым языком. Без переизбытка причастных и деепричастных оборотов. Важны только эмоции и образы.

Неумение работать со структурой (визуальное членение текста, прозаическая строфа).

Визуальное членение текста очень важно! Оно влияет на ясность. Необходимо разделять абзацами части, несущие разный смысл. Следить за динамикой, так как динамичное повествование лучше воспринимается читателем.

Прозаическая строфа – это зачин, развитие и финальная точка. Иногда поэтическая строфа включает всего одно предложение. Её выделяют в отдельный абзац (отдельную мысль).

Авторский стиль

Это:

  1. Словарный запас – активный (то, что используется постоянно) и пассивный (то, что автор понимает, когда будет использовать или услышит).
  2. Темп и ритм (какие строфы привычнее, короткие или длинные; их чередование).
  3. Уровень экспрессии (сколько эмоций и как именно вложено в текст).
  4. Преобладающий канал восприятия у автора (бывают кинестетики, визуалы, аудиалы). Например, при визуальном восприятии автор чаще теряет в тексте ощущения и звуки.

Важно обратиться сразу к трем основным каналам восприятия у читателей – визуальному образу (цветам, фигурам, панорамам, пейзажам), звукам, ощущениям (эмоциям).

Авторский стиль в основном задаётся каналом восприятия + темпоритмом произведения.

error: