Если автор интуитивно чувствует, что одной детали, чтобы отобразить характер героя, его внутреннее состояние, не хватает, можно использовать множество штрихов — превратив их в подробности.
Главное соблюдать определённые правила: вводить каждый фрагмент описания не просто так, а для чего-то! Деталь в литературе опытные авторы используют с умом.
Когда нужны подробности?
Важно учесть два момента:
Если описывается то, что любой человек может легко представить (что входит в его быт), проще обойтись общими или широкими штрихами. Например, написать «хозяйка накрывала праздничный стол» вместо подробнейшего отображения этого процесса. Здесь по большому счёту не важен внешний вид скатерти, тарелок, сервировки. Каждый из читателей представит собственную картину!
Если рассказывается о том, что человеку тяжело представить (например, описывается рубка подводной лодки или лаборатория алхимика), без целой вереницы мельчайших подробностей автору не обойтись! И здесь уже речь пойдёт не просто об одной ёмкой детали, а именно о полном описании обстановки.
Нужно понимать, что в большинстве случаев лучше воспользоваться широкими мазками, позволив читателю самому додумать общую картину. Но при этом необходимо встроить в описание один ёмкий штрих, который создаст максимально яркое видение этой картины.
Такой приём погружает в мир произведения, направляя читательское воображение в нужное автору русло. Опять же, ёмкая деталь не даётся просто так! Писатель должен чётко понимать, для чего он её вводит в сцену (для передачи характера, окружающей героя обстановки, его настроения).
Ещё лучше дать ёмкой д-ли цвет. Сделать её яркой. В связке эти оба приёма работают очень хорошо.
Как в идеале даётся описание?
Автор использует все пять чувств, апеллируя к зрению, слуху, обонянию, осязанию, вкусу.
Находит деталь-предмет. Прописывает деталь-портрет. Ищет внутреннюю деталь (чувства, психологическое состояние персонажа).
Что интересно, все пять органов чувств можно задеть буквально одним-двумя короткими предложениями! При этом каждая дет. отвечает определённой цели — отражает характер, чувства, показывает социальный статус.
Ещё автор обязан различать, когда хватает одной лишь дет-ли, а когда без подробностей просто не обойтись:
1. Неизвестное читателю требует множества подробностей.
2. А для обыденного достаточно всего одной ёмкой (яркой) детали при общем описании широкими мазками.
Предыдущие статьи:
Частная деталь в художественном произведении
Классификация деталей — что нужно знать автору?
Читать дальше:
«Рояль в кустах» — как использовать?
«Чеховское ружьё» стреляет или как избавиться от «рояля в кустах»?