Архетип в литературе – это часто повторяющийся в произведениях мотив, образ или сюжет. То есть, нечто с постоянным смыслом, несущее постоянные ценности, но при этом способное к внешним изменениям с учётом жанра, идеи.
Если говорить о персонажах, к ним применима классификация с учётом психотипов/архетипов Юнга, приведённая ниже.
В чём смысл?
Архетипы в художественной литературе помогают автору создать интересного персонажа с противоречивым характером. Потому что у каждого из «сквозных» образов наблюдаются как сильные, так и слабые стороны.
Читать:
Вот как выглядит классификация по архетипам:
- Король/отец.
- Королева/мать.
- Мудрец/наставник/учитель.
- Воитель.
- Волшебник/шаман.
- Трикстер.
- Художник/шут.
- Любовник.
- Бунтарь.
Описание
Король (отец)
Сильные стороны характера:
- Возглавляет народ или/и семью.
- Помогает другим выживать и развиваться.
Слабости (недостатки):
- Тирания – заставляет жить по жестоким законам народ, жену, семью, детей.
- Замыкание в себе – отходит от дел, полностью сосредоточившись на своих переживаниях.
- Получает удовольствие и выгоду за счёт других, искренне веря, что народ и семья живут ради него одного, исполнения всех его прихотей.
Примеры в литературе: Саурон и Арагорн («Властелин колец»), король Лир, Агамемнон («Илиада»).
Властность почти всегда приводит к тёмной стороне характера, с которой герою приходится бороться!
Королева (мать)
Сильные стороны:
- Забота и защита детей или/и народа.
Недостатки:
- Тирания и надзор (обратные стороны заботливости).
- Удерживание детей рядом с собой из чувства собственного комфорта, внушение им неуверенности в себе, чувства стыда, вины.
Примеры таких архетипов в литературе: Макбет, Елизавета («Елизавета»), Кейтлин Старк («Игра престолов»), Медичи («Королева Марго»).
В психологии есть определение «пожирающая мать», отлично характеризующее подобных женских персонажей.
Мудрец (наставник, учитель)
Сильные черты:
- Хранитель знаний и мудрости.
- Помогает людям жить лучше, а обществу совершенствоваться.
Слабости:
- Забота о собственной славе.
- Насаждение среди учеников или последователей собственного мировоззрения, принципов (иногда ложных).
Литературные примеры: магистр Йода (новеллизация «Звёздных войн»), Гэндальф («Властелин колец»), Полоний («Гамлет»), Ганнибал Лектер («Молчание ягнят»).
Воитель
Сильные стороны:
- Установление справедливости.
Слабости:
- Насаждение зла и несправедливости.
- Уничтожение слабых.
- Жизнь по принципу «либо ты, либо они».
Образ характерен для произведений, насыщенных действием и приключениями, детективов, криминальных историй.
Примеры: Арагорн («Властелин колец»), Сонни («Крестный отец»), Люк Скайуокер («Звёздные войны»), король Артур, Тесей.
Волшебник/шаман
Сила:
- Показывает суть вещей.
- Управляет тайными силами природы.
Слабости:
- Порабощение ближних с помощью тайных сил.
- Нарушение естественного хода вещей.
Образ больше свойственен фэнтези и магическому реализму. Также к нему относятся великие сыщики (они владеют некими тайными силами – сверхъестественной дедукцией, например).
Примеры из литературы: Саруман («Властелин колец»), Мерлин, Призрак оперы, сыщики вроде Шерлока Холмса.
Трикстер (перевёртыш) – одновременно злой клоун и мудрец
Сильные черты:
- Обладает умениями волшебника: показывает суть вещей, управляет тайными силами.
Недостатки:
- Добивается своего хитрыми речами, ловкостью и обманом.
Такой герой очень легко обращается в эгоиста и законченного лжеца, думающего только о себе.
Примеры: Ганнибал Лектер («Молчание ягнят»), Яго («Отелло»), Локки, Одиссей, Остап Бендер.
Художник (шут)
Преимущества характера:
- Даёт понимание людям, что хорошо, а что плохо. Формирует понимание прекрасного.
- Разоблачает уродство и глупость.
Слабости:
- Легко превращается в перфекциониста и циника, во всём добивающегося совершенства ради какой-то высокой идеи.
- Создаёт мир, в котором можно всем управлять, либо разрушает его до основания и обесценивает.
Примеры: Стивен («Улисс»), Ахилл («Илиада»), Холден Коулфилд («Над пропастью во ржи»), Пигмалион.
Любовник
Сила:
- Заботливость, понимание.
- Делает других счастливыми.
- Чувственность.
- Разоблачение уродства и глупости, скрытых под маской красоты.
Слабые стороны:
- Забывает себя ради другого (женский случай).
- Либо подминает человека под себя (мужская черта).
Примеры: Парис («Илиада»), Кей («Крестный отец»), мадам Бовари, Кэти («Грозовой перевал»).
Бунтарь
Сильные стороны:
- Смелость – в одиночку идёт против целой системы, порабощающей других людей.
Слабость:
- Не может найти компромисс с системой.
- Выступает разрушителем из-за нежелания или невозможности предложить альтернативу.
Часто встречающийся в литературе персонаж (наблюдать за борцом-одиночкой всегда очень интересно).
Примеры: Прометей, Ахилл («Илиада»), Хитклифф («Грозовой перевал»).