Любой учебник по писательскому мастерству указывает, что стандартный конфликт (оппозиция) — это противостояние одного героя и одного противника.
По сути верное утверждение, потому что художественное произведение предполагает наличие таких персонажей. Но с другой стороны, это лишь первый уровень конфликта ценностей в литературе.
В чем проблема стандартной оппозиции?
Два противостоящих друг другу оппонента дают возможность показать только две стороны, два противоположных взгляда на какую-то тему. Продемонстрировать читателю две ценности. При этом не создаётся целостного представления о той или иной проблеме.
Соответственно, лучшим решением будет четырёхсторонняя оппозиция. О ней подробнее здесь:
Нужно чётко понимать, что даже в такой оппозиции есть лишь один главный (сильный) антагонист.
Остальные противники по своей сюжетной функции могут быть союзниками, друзьями героя. Но при этом, когда дело касается главной темы произведения, они выступают в роли противников. Они конфликтуют с героем из-за разницы во взглядах, разной позиции. Друг с другом в открытую оппозицию эти же персонажи могут не вступать!
Такой приём актуален для эпических произведений, рассказываемых автором от третьего лица, где главный герой не является центром повествования. В этом случае легко показать противостояние между разными противниками (при повествовании от первого лица конфликт ценностей удаётся показать только в диалогах, что выглядит не совсем естественно).
Четырёхсторонний конфликт может выходить за рамки локального противостояния, распространяться на мир произведения (например, шириться от семейных проблем до проблем государства).
Схема проработки 4-сторонней оппозиции:
1. Находим главную тему (или главное высказывание о чём-то важном для автора, например, о вере, социальном неравенстве, семейных проблемах).
2. Определяем четыре противоположных взгляда на тему (например, для религиозной темы — это вера, атеизм, сомнение, индифферентность).
3. Находим систему персонажей, необходимую для раскрытия главной темы.
4. Наделяем каждого из персонажей сюжетной функцией (союзник, ложный союзник, противник, ложный противник, антагонист, герой второго плана).
5. Определяем для каждого из них архетип (выделяя ключевые слабости и достоинства — воин, мудрец, король, и так далее).
6. Сравниваем всех действующих лиц для выявления героя и антагониста (оценивается слабость персонажей, их ценности, нужды, стремления, противоречивость характеров).
7. Убеждаемся, что у героя есть четыре критерия протагониста (притягивает читательское внимание, с этим персонажем читатель себя отождествляет, сопереживает ему, у ГГ есть как моральная, так и психологическая нужда). Читать больше: Создание главного героя
8. Находим, как этот герой будет развиваться.
9. Описываем, какие взгляды он проверяет и меняет по ходу истории.
10. Даём ему стремление и цель.
11. Создаём образы противников (минимум три трансляции главной темы!).
12. Придумываем ценности всем противникам.
13. Прорабатываем, как именно каждый противник давит на слабость ГГ.
14. На основании всей полученной информации создаём оппозицию из четырёх сторон.
Что такое конфликт ценностей?
Конфликт ценностей так или иначе связан с главной темой произведения. Понятие часто встречается в иностранных пособиях по созданию пьес и сценариев. В целом оно применимо и для литературных произведений.
Вне зависимости от того, в каком жанре работает начинающий автор он стремится передать своё отношение к главной теме через диалоги, монологи героев. Из-за этого повествование перегружено морализаторством, рассуждениями — книга больше напоминает философский трактат (литературу назидания), а не драматическое произведение.
Не стоит превращать персонажей в рупоры собственных идей или чрезмерно наделять их какими-то собственными взглядами! Позиция действующих лиц доносится постепенно: через подтекст, структуру сюжета, через своеобразие определённого героя, оказавшегося в своеобразной ситуации.
Самое главное здесь — заставить героя что-то делать, показывать своими поступками. Как он что-то понимает и транслирует это через те или иные действия.
На заметку: Не страшно, если герой в какие-то моменты озвучивает ценности автора. Хуже, когда сама структура произведения не показывает нравственную и этическую позицию — не «подсвечивает» главную тему.
С чего начать — главная тема
Когда автор приступает к новой книге у него есть какое-то ключевое высказывание (буквально одно-два слова; например, социальное неравенство, рабство) — о чём будет произведение.
Вокруг темы строится система персонажей и создаётся канва сюжета — определяются какие-то ключевые события.
На этих двух базовых вещах — ключевом слове/словах и сюжетной канве строится ключевое высказывание-тезис в одно предложение (главная тема произведения — о чём оно?) Например, через познание Бога человек приходит к прощению ближнего. Или как человек губит свою жизнь наркоманией.
В ключевом высказывании не должно быть намёков на сюжетную канву (основные события книги), морализаторства и назидания!
Противопоставление
Проще говоря, главная тема — это какая-то авторская позиция или любая позиция, которую он хочет донести людям (сформулированная в одной фразе).
Её нужно развить драматургическими средствами. И для этого ввести в произведение носителей каких-то определённых воззрений, которые прямо противоположны ценностям главной темы.
Ключевые шаги:
1. Заставить ГГ совершить нравственный выбор (есть стремление, желание что-то в себе исправить с самого начала, потом происходит прозрение и сдвиг характера через выбор).
2. Сделать из каждого персонажа носителя определённых ценностей, транслятора своей точки зрения на главную тему.
3. Столкнуть персонажей между собой с учётом главной темы (разницы во взглядах на главную тематику).
Есть герой с недостатком. Происходит его столкновение с противником. У героя возникает такое сильное желание победить, что он оголяет свои худшие черты, но постепенно меняется, а затем вынужден сделать выбор между двумя ключевыми ценностями (лучше, если между двумя поступками!).
Все сильные произведения выстроены по такому принципу. Когда говорится о демонстрации темы через драматическую структуру произведения в первую очередь речь идёт о нравственном выборе.
Уточнения по второму пункту: Для каждого из персонажей можно отдельно прописать, каких именно ценностей они придерживаются. Например, кто-то ставит материальное во главу угла, а другие это не ценят вовсе.
Уточнения по третьему пункту: Недостатки и слабости героя, как и любого персонажа, возникают не на пустом месте. Это: база характера + воспитание + социальная среда. Те факторы, которые автор всегда имеет в виду (даже если не пишет об этом прямо), создавая предпосылки для нравственного выбора в финале произведения.
Ещё один момент: При столкновении персонажей в финале нужно не забывать, что в хорошем произведении нет места для морализаторства! Читатель должен сам выбрать ту сторону (ценность), которая ему понятнее и ближе.
Нравственный выбор
Собственно, нравственный выбор — неотъемлемая часть драматического произведения.
В финале сталкиваются две противоположности: например, любовь и справедливость, любовь и ненависть, любовь и неверность, верность и страсть, месть и честь, прощение и месть, и так далее.
Интересно, что если присмотреться к финальному нравственному выбору ГГ, всегда можно обнаружить главную тему, даже когда она до этого момента не была чётко сформулирована. Иногда на таком принципе интуитивно строятся целые произведения.
Также нравственный выбор помогает уточнить слабости ГГ. Ведь часто положительные качества скорее недостаток, чем достоинство. Так чрезмерная щедрость приводит к бедности. С этой позиции проще взглянуть и на сдвиг характера.
Морализаторство
Что такое морализаторство? Это — ситуация, когда герой и антагонист встречаются в какой-то обстановке и начинают общаться на главную тему (например, деньги зло).
Это то, что читателю не интересно! Настоящий конфликт ценностей в произведении — спор поступков. Герой и противник по пути к цели совершают определённые поступки. Через эти действия автор показывает ценности персонажей. И таким способом вплетает главную тему в структуру повествования.