banner


Досмотрела «Плач бессмертной реки», нахожусь в легком недоумении… Все-таки, режиссер не обманул — было необычно: не так, как всегда в сянься.

А концовку вообще можно трактовать в меру собственного воображения и понимания. Никаких точных пояснений на счет финала в дораме… нет! Нужно буквально по кусочкам собирать общую картину. Полагаю, именно отсюда проистекают все разночтения у зрителей и горячие споры?

Ладно, попытаюсь изложить, что же увидела и поняла я.

Общие сведения

Название: «Плач бессмертной реки» (Lament of the River Immortal) или «Вражда» (Feud).

Но при чем тут еще какие-то «Лисы Хэнмэня» (There Is a Fox in Hengmen) — ума ни приложу! Никаких лис в дораме нет вообще

Год выпуска: 2025, Китай.

Продолжительность: 32 серии в среднем по 40-45 минут.

Заявленный жанр: сянься, драма, романтика.

Достоинства сериала

Во-первых, хвалю актерский состав. Многих уже знаю по другим дорамам и очень люблю: за актерское мастерство прежде всего, потом за внешние данные.

Мне понравилось, как были раскрыты характеры. Вот у Бай Лу есть довольно неприятные героини, буквально изводящие героев. И здесь Хуа Жуюэ выглядела жестокой, но по какой-то причине совершенно не раздражала. Это для меня настоящий феномен «Плача бессмертной реки»! А Цзэн Шуньси вообще многогранным в роли оказался: и отстраненно-холодным, и нежно-заботливым, и милым, словно дитя. Удивил. Второстепенные персонажи тоже яркие: Фань Линъэр и ее отец, Чжан Суань, Мэн Чу и Цюй Синмань, небесный целитель Ли Мо. Да и главное зло в исполнении Хун Яо просто прекрасно, хотя бессмысленно и беспощадно.

Из визуальной составляющей выделю костюмы. Видно, что экспериментировали с этим, и в большинстве своем одежда получилась удачной и необычной.

Screenshot_22

Screenshot_15

585_o

Screenshot_106

В остальном стандартно для сянься: картинка красивая, глаз радует. Цвета сочные, графика приличная (особенно разные животные хорошо нарисованы), локации интересно выглядят. Оружие по-настоящему фэнтезийное — мечи и те необычного дизайна.

Screenshot_142

Музыка приятная. Из саундтрека забрала себе в коллекцию вот эту композицию: Zhang Yuan — Romance. Выложила ее и на канале Телеграмм, потому что слушаю достаточно часто.

Отдельная благодарность сценаристам за счастливый финал! Пусть он и несколько запутанный, но мы увидели, что главные герои встретились и любовное испытание для них завершено: они теперь будут вместе.

По второстепенной паре у меня твердое убеждение, что эти персонажи изначально не предназначались друг другу: Чжан Суань был испытанием для Фань Линъэр, пройдя которое она поняла — можно ради любви жертвовать своей жизнью. Эта мысль и стала моментом просветления: достижения нирваны. Так сбылось предсказание Богини судьбы о том, что Чжан Суань станет спасением для Линъэр. Она вознеслась и освободилась из ловушки — выжила.

Screenshot_149

По третьей паре всё понятно: Мэн Чу пошел вместе с любимой восстанавливать ее темный клан, хотя сам происходил из светлого. Тут посыл простой — добро и зло не определяется местом пребывания, но только сердцем и выбором человека: как он поступает с другими, такой и будет сам.

Недостатки сериала

Лично мне не хватило чуть более раскрепощенной романтики. Многие же зрители вообще говорили, что химии в главной паре нет. Не согласна! Противостояние было таким, что искры летели. А взгляды героя на героиню просто неподражаемы: там и обожание, и тревога, и иногда непонимание пополам с обидой. Химия — это ведь не только страсть, правда? Другие эмоции и ответная реакция на них тоже обеспечивают тесное пересечение, столкновение характеров.

Screenshot_30

Screenshot_20

Screenshot_72

К построению сюжета претензий не имею. Интересно, когда приходится разгадывать причины поступков, искать связи. Но мне не понравилось несколько туманное изложение финала: там много философии, каких-то почти религиозных выводов. Но нет главного — определенности в конце. Хочется знать: как и почему? Но, увы… Надо догадываться самостоятельно. Это не самое удачное решение сценаристов и режиссера — оставить зрителя один на один с десятком вопросов.

Есть, на мой взгляд, лишние персонажи. Я о трех братьях — духах камней. Ради чего их ввели в сюжет? Чтобы зрелищно сразиться перед вратами небесного дворца в финале? Или мальчик-демон, прячущийся в шкафу и рассказывающий истории. Он для чего? И нет, это не сын главного антагониста… Иначе отец не отбросил бы своего ребенка в драке, словно мешок с рисом. Просто мальчик напомнил о сыне, и Сяо Цзиншань не смог ему навредить (сын, память о прошлом — его слабость).

Сюжет (спойлеры)

Понятное дело, что изложить сюжет у меня не получится. Он не линейный, да еще события многие происходят в иллюзии, не имеющей отношения к реальности — пересказать всё это просто невозможно!

Поэтому пробегусь по ключевым точкам и постараюсь сохранить хронологию.

Создатель сотворил Три мира, пожертвовав собой (и это важно, так как тема самопожертвования поднимается в дораме несколько раз, она ключевая).

А первородными богами стало две реки, две противоположных энергии: Бай Цзюсы — инь (сдержанность и холодность, водная стихия) и Хуа Жуюэ — ян (эмоциональность и деятельность, стихия огня). Также была некая утечка темной энергии, позволившая зародиться демону-антагонисту. Позже он жил на земле, как Сяо Цзиншань — обычный охотник, у которого был сын, супруга, любящие родители и друг-сосед.

И вот 600 лет назад один из небесных владык — Юань Чэнхуа, преследовал демоническую птицу Лэй и был вынужден низвести небесный огонь в мир смертных. Это бедствие погубило семью Сяо Цзиншаня. После чего антагонист стал практиковать темную магию и окончательно погрузился во зло.

Владыку Юань Чэнхуа наказали за допущенную оплошность, а затем он погиб в войне между демонами и богами. В честь этого его имя нанесли на стелу, охраняющую проход между мирами. Но обида Сяо Цзиншаня не развеялась: он годами покушался на целостность стелы, негодуя, что такому недостойному богу воздают почести жители Трех миров.

В итоге Сяо Цзиншаня заперли в небесных землях. И он до поры до времени просто наблюдал за богами, вынашивая коварный план мести.

Screenshot_63

Screenshot_58

А Бай Цзюсы, который познакомился с Хуа Жуюэ много тысяч лет назад, решил пройти с нею испытание в мире смертных. Это было нужно и для духовного роста, и для прекращения вражды — первородные боги часто спорили между собой. А этого нельзя делать, ведь сила Бай Цзюсы и его дворец стерегут стелу Улян, запирающую проход между мирами.

Но Сяо Цзиншань сумел их поссорить. Долго наблюдая за главной парой, он выяснил — характеры и мировоззрение у тех разные. Хуа Жуюэ отзывчива по природе, она легко нарушает небесные правила, помогая смертным. А Бай Цзюсы не склонен этому потакать.

Но основным яблоком раздора стали даже не разногласия в отношении к смертным, а желание героини родить ребенка. Бай Цзюсы узнал, что это может навредить духовным силам матери, поскольку для земного испытания вся основная магия в ней запечатана. И не удосужившись объяснить тонкости дела, просто сказал, что ребенок ему не интересен.

Screenshot_74

Screenshot_75

Тогда Хуа Жуюэ сосредоточилась на помощи смертным. Она спасла мальчика-слугу, сбитого повозкой. А когда тот стал стариком, помогла его внуку, обвиненному в нарушении законов. И внук слуги стал в благодарность называть героиню наставницей.

Screenshot_78

А затем всё стало еще запутанней: Мэн Чанцинь, как ученик, попросил героиню о помощи в убийстве Дракона засухи. И она уничтожила это, пусть и злобное, но божественное животное. Что вызвало переполох на небесах — прибыл посланник, требуя от Бай Цзюсы отослать героиню на Платформу наказаний.

Screenshot_80

Герой отказался это делать, подрался с посланником и пообещал взять наказание на себя. Потом полностью запечатал духовные силы Хуа Жуюэ, оставив ее в мире смертных на долгих десять лет. Он был уверен — накопленных за сто лет смертной жизни денег ей хватит для спокойной жизни.

А героиня оказалась беременной. Видимо, и сама не заметила, что с нею что-то не так?

Screenshot_113

Screenshot_112

Сын из-за запечатанных духовных сил матери родился болезненным и полностью походил на смертного. Несколько раз он болел так, что был при смерти. А лечить его помогал Мэн Чанцинь.

Потом началась война и на поместье героини напали голодные люди. Мэн Чанциня избили, а сын Хуа Жуюэ еще раз заболел. И на этот раз умер. Она долго молилась в храме, прося богов спасти ребенка. И даже обращалась к Бай Цзюсы. Ответа не было!

Screenshot_114

Но откуда ей знать, что все десять лет тот переносил удары молниями, как наказание за убийство Дракона засухи?

Заметив в героине необычные силы, люди обвинили ее в колдовстве и решили избить. В итоге жизнь за Хуа Жуюэ отдал ее ученик — Мэн Чанцинь. Но и самой богине не повезло: вскоре фантики изловили ее, попытались сжечь — это не удалось. И тогда Хуа Жуюэ закопали в землю живьем.

Тут то и вмешался Сяо Цзиншань. Он к тому времени освоил технику по созданию иллюзий. И с помощью клона, выглядящего, как даос, спас героиню от волков, научил ее пользоваться артефактами и заверил — сына можно воскресить.

Screenshot_32

Screenshot_5

Вернувшись на небеса, Хуа Жуюэ сделала вид, что простила героя. Однако во время небесной свадебной церемонии ранила его и запечатала силы на десять лет.

А сама принялась отнимать артефакты у бессмертных. И начала проводить ритуал по воскрешению сына. В этот момент Бай Цзюсы вырвался из заточения. Он прибыл к жене, пытаясь остановить ее, и по случайности (сам не заметив) развеял остатки духа собственного ребенка.

Отчаявшаяся Хуа Жуюэ на его глазах рассеяла свое бессмертное тело и долгих 300 лет считалась погибшей.

Screenshot_1

Но остатки ее духа возродились в теле утопленницы по имени Ли Цинъюэ. Она тайно основала земную секту Цзинъюнь, воспитала там мастеров и сделала эту секту выдающейся в мире смертных.

Также героиня путешествовала и помогала людям.

В частности, ею был спасен мальчик Сюань Вэй, позже ставший одним из лучших совершенствующихся в Цзинъюнь. А еще она вылечила мать Фань Линъэр. Позже эта девушка и ее отец, мастер артефактов, вознеслись на небеса. А Фань Линъэр шпионила в пользу Хуа Жуюэ, ведь та готовила месть Бай Цзюсы за убитого сына.

Тщательно разработав план, героиня вступила в свою же секту и некоторое время училась там, не проявляя особых талантов. Единственное, что ей поручали — это стеречь ворота и помогать старшим.

В это время в нее влюбился Чжан Суань, на тот момент повредивший золотое ядро в борьбе с демоном и утративший все духовные силы.

Screenshot_3

Screenshot_2

А героиня начала действовать: спровоцировала нападение на себя девушки из демонической секты, влюбленной в ученика Цзинъюнь — Мэн Чи. И ее внутренние повреждения почувствовал Бай Цзюсы. Герой понял — Хуа Жуюэ еще жива, и стал ее искать в мире смертных.

Screenshot_6

Screenshot_17

Здесь героиня красиво сыграла деву в беде и глупышку. Конечно, герой ей не поверил, но решил подыграть — взял в жены и поднял в небесное царство.

Screenshot_19

Screenshot_25

Screenshot_45

Целью героини стало пробуждение божественного животного — Белой змеи, на которой она раньше ездила. А также провокация: герой должен был захотеть ее запечатать, используя один важный артефакт.

Ради ее спасения на небеса проник Чжан Суань. Этому человеку Сяо Цзиншань смог отдать часть своих духовных сил и особую технику владения мечом. На самом же деле демон поместил в этого ученика светлой секты и часть собственного сознания.

Screenshot_51

Screenshot_52

Прямо на месте экзекуции к Хуа Жуюэ вернулась и Белая змея, и духовные силы: ее дух восстановился. После чего героиня смогла использовать тот же артефакт, которым ее пытались запечатать, чтобы извлечь из себя и Бай Цзюсы первородный дух.

Screenshot_94

Оба попали в иллюзию, созданную артефактом Сяо Цзиншаня и теперь успешно используемую самой героиней. Хуа Жуюэ заставила героя пережить все те страдания, которые испытала сама. А их сына показала в виде соседского ребенка.

Screenshot_99

Screenshot_103

Финалом этого была казнь героя, как демона. А перед этим героиня выманила у мужа жемчужину, защищающую первородный дух. Именно поэтому герой сильно пострадал и после возращения духа в бессмертное тело некоторое время находился в коме.

Screenshot_107

Screenshot_109

После пробуждения он первым делом начал расследование. С помощью Богини времени заглянул в прошлое и выяснил, что ненависть Хуа Жуюэ основана на смерти их общего ребенка. А еще понял, что ими манипулируют.

До героини это понимание пришло чуть позже.

Но в итоге они наконец смогли действовать сообща — разыграли целое представление, во время которого Хуа Жуюэ якобы убила Бай Цзюсы.

И здесь наконец появился главный злодей — руками Чжан Суаня была ранена и сама героиня. А злодей направился к стеле, чтобы попытаться ее уничтожить. Но был остановлен обеими героями, и вынужденно покинул тело Чжан Суаня, вновь приняв истинный облик.

Screenshot_123

Для Бай Цзюсы битва закончилась очередной комой. А героиня вернулась в родную секту. Куда после пробуждения привели и героя. Теперь он по интеллекту напоминал ребенка из-за раскола первородного духа.

Screenshot_128

Screenshot_136

Хуа Жуюэ повсюду водила его с собой. Поэтому герой оказался в еще одной иллюзии, из которой героиня пыталась выручить души смертных. Это удалось сделать, но на этот раз Сяо Цзиншань не только ранил Бай Цзюсы, но и запер обеих героев в ловушку формации инь-ян.

В это время шла грандиозная битва. Злодей атаковал светлую секту ради меча героя, хранящегося там. А демонические звери разносили в щепки небесный город. И остановить их смогла лишь гибель Ли Мо — небесного лекаря, имеющего множество заслуг за спасение простых людей.

Выходом из ловушки инь-ян могла быть только смерть одного из первородных богов.

Screenshot_144

Бай Цзюсы добровольно вернул жемчужину, охраняющую дух. И умер от полученных ранее повреждений. При этом часть его духа сохранилась в мече. Поэтому героиня смогла, используя оба оружия — свое и мужа, победить Сяо Цзиншаня и защитить стелу.

Screenshot_143

На прощание злодей оставил героине артефакт времени, надеясь, что та по доброте сможет изменить его прошлое.

Хуа Жуюэ попыталась это сделать, но поняла — в этой реальности ничего невозможно изменить. Тогда она решила пожертвовать собой ради прекращения продолжающегося бедствия. Но мастер Сюань Вэй заменил ее и своей смертью отворил небеса, прекратив жестокую засуху.

Оставив светлую секту на попечение Чжан Суаня и Фань Линъэр, героиня начала путешествовать по другим реальностям с целью изменить жизни других версий себя и Бай Цзюсы. И это ей удалось.

Только в настоящей реальности все было по-прежнему. И тогда она сказала, что отправляется искать того, кто ушел (Бай Цзюсы), но эти поиски могут занять тысячелетия.

Как я вижу финал?

Героиня пришла на север, где давным-давно впервые встретила Бай Цзюсы (в этой версии настоящего, где он и погиб). Легла на лед и то ли умерла там, то ли уснула. К ней наведалась Богиня времени, положила руку на голову и тогда в виде потоков света излилась некая сила — вода подо льдом тоже засияла.

Screenshot_151

Еще через время героиня пришла в себя, посмотрела сквозь лед и увидела там спящего Бай Цзюсы. Пробила лед рукой, нырнула к нему и поцеловала. А герой открыл глаза и сразу назвал ее по имени — А-Юэ (как называл в качестве супруги), словно ничего не забывал из их общего прошлого.

Screenshot_152

Я вижу финал так:

Богиня времени извлекла жемчужину, защищающую дух, которую вернул Бай Цзюсы героине в ловушке инь-ян. Либо часть силы, сохраненную жемчужиной (возможно вместе с памятью о прошлом). И это помогло в возрождении.

Что навело на такую мысль?

Цвет! Когда извлекалась жемчужина или запечатывались силы бога в земной жизни, цвет сферы (или знака) на лбу был золотистым, как мы и видим в финальных кадрах.

Ну и сама идея возрождения понятна и логична: первородного бога невозможно уничтожить.

Плюс ко всему ни раз упоминалось: когда ослабевает один, сразу набирает силу второй. То есть, если героиня позволила себе уснуть или умереть на время, это служило толчком для возрождения противоположной силы.

Персонажи

  • Бай Цзюсы — небесный владыка Дачэна.
  • А-Юэ, Хуа Жуюэ — небесная владычица Сылин, она же: Ли Цинъюэ — ученица секты Цзинъюнь.
  • Ли Мо — небесный лекарь, ученик героя.
  • Лун Юань — ученик героя, небесный генерал.
  • Фань Цзяоцзяо — мастер артефактов, следит за демоническими зверями.
  • Фань Линъэр — дочь мастера артефактов.
  • Цан Тун — управляющий небесным дворцом Цанлэй.
  • Нин Янь — служанка героини в небесном дворце, дух дерева.
  • Инь Тунцзы — мелкий демон, любитель рассказывать истории.
  • Си Э — богиня времени.
  • Юй Я — богиня судьбы.
  • Владыка Цин Сюй, Юань Чэнхуа — 600 лет назад выследил птицу Лэй и обрушил небесный огонь на деревушку в мире смертных.
  • Чжан Суань — ученик секты Цзинъюнь, бывший старший, потерял совершенствование.
  • Мэн Чу — старший ученик, изгнанный из секты за связь с демоническим кланом.
  • Люй Сюгуань — ученица, целительница.
  • Цюй Синмань — дочь главы темной секты, возлюбленная Мэн Чу.
  • Цзыян — глава секты Цзинъюнь.
  • Цзян Бянь — ученик секты Цзинъюнь, вечно желающий оттуда уйти.
  • Шагуань Цзыюэ — ученик секты Цзинъюнь, друг Чжан Суаня.
  • Хуанлянь — дух лотоса, демоница.
  • Сяо Цзиншань — темный совершенствующийся, передавший технику Чжан Суаню, демон.
  • Мэн Чи — земной слуга, которого мальчиком спасла героиня.
  • Хуаюй — его сын, позже ставший чиновником.
  • Мэн Чанцинь — внук слуги, магистрат, приговоренный к смерти якобы за расхищение зерна.
  • Линь Фань — сосед из города смертных в иллюзии, погиб в пожаре
  • Линь Тао (Шиань) — сын Линь Фаня, на самом деле сын героев в иллюзии.
  • Сяоцзы — совершенствующийся из иллюзии, приговоривший героя к смерти.
  • Сюань Вэй — один из старейшин секты, который пожертвовал собой вместо героини.

Важные локации:

  • Цзинъюнь — секта совершенствования;
  • Иньлянь — темная секта;
  • Стела Улян — своеобразная печать между мирами, запирающая демонов;
  • Дворец Цанлэй — небесные владения героя.

Понравившиеся актеры

Бай Цзюсы — первородный бог. Актер: Цзэн Шуньси.

Screenshot_18

О Цзэн Шуньси я уже всё написала выше. Понравился в этой роли так же сильно, как и его Фан Дуобин из «Лотосового терема».

Screenshot_40

Отличный актер, интересный многогранный герой! Казался холодным и отстраненным. На самом же деле — просто очень правильный бог, строго следующий правилам. Именно по этой причине его хотел убить антагонист: договориться или поколебать решимость Бай Цзюсы невозможно.

Screenshot_119

Героиню перевоспитывал исключительно терпением и любовью. Тоже молодец!

Хуа Жуюэ — первородная богиня. Актриса: Бай Лу.

Screenshot_140

Бай Лу тоже справилась хорошо. Ее героиня при всем упрямстве и слепой одержимости местью все равно вызывала сочувствие. Я ее понимала и как мать, и как женщину. Все-таки, смерть сына — не то, через что можно спокойно переступить и пойти дальше.

Screenshot_70

В финале показала хороший сдвиг характера: простила героя и открылась любви.

Ли Мо — небесный лекарь. Актер: Лян Юнци.

Screenshot_42

О! Тут у меня все сложно. Актера люблю только за то, что он был мужем с лопатой в «Двойнике». Поэтому, где его не увижу, сразу обращаю внимание. И в «Идеальном сочетании», и здесь — в «Плаче бессмертной реки».

Screenshot_29

Отдельно отмечу оригинальную заколку для волос, больше похожую на украшение олимпийского бога.

Screenshot_122

А вот история Ли Мо не очень выразительная, жаль. Но погиб, как герой. Впечатлило!

Чжан Суань — ученик секты Цзинъюнь. Актер: Чэнь Синьхай.

Screenshot_4

Еще один из молодых актеров, которые мне очень нравятся. Отлично сыграл принца в «Божественном дереве» — изумительно у парня получаются персонажи с сумасшедшинкой!

Screenshot_131

Screenshot_148

Здесь роль попроще, третьего лишнего. Очень влюбленного, но почти не смеющего бороться за героиню (в соперниках целый первородный бог).

Фань Линъэр — дочь мастера артефактов. Актриса: Хэ Жуйсянь.

Screenshot_23

Хороший женский персонаж: адекватный, красивый, с душещипательной предысторией.

Screenshot_24

Screenshot_92

Screenshot_132

В Чжан Суаня не то, чтобы влюбилась — поверила в красную нить судьбы, оказавшуюся всего лишь любовным испытанием, но не настоящими романтическими отношениями. Больше она восхищалась тем, как человек может преданно любить владычицу Сылин: буквально до самопожертвования.

Линь Фань — сосед из города смертных в иллюзии. Актер: Чэнь Хэи.

Screenshot_84

Здесь вновь говорят мои симпатии! Роль у актера небольшая и не имеющая особого значения для основного сюжета.

Но… это же Су Жунцин из «Старшей принцессы»! Или… очень интересный ученый из «Идеального сочетания». Как я могу пройти мимо, не сказав пару слов?

Лун Юань — ученик героя, небесный генерал. Актер: Эйден Сун.

Screenshot_49

Ох… Редчайший образец деводуры в штанах!

Screenshot_147

Суетливый, крикливый, несдержанный и не очень умный… небесный генерал. Его зрители называли в шутку «небесным петухом», и это очень точное прозвище.

Потому что у товарища вместо трезвого мышления было лишь одно желание — подраться.

Сяо Цзиншань — темный совершенствующийся, демон. Актер: Хун Яо.

Screenshot_121

Не скажу, что антагонист меня особо впечатлил.

Screenshot_141

Однако сам актер — мужчина колоритный, яркий и запоминающийся. А его Зло на удивление вежливое, склонное к задушевным беседам и едкому сарказму.

Да и не глупый демон, вроде. Додумался артефакт времени пристроить в правильные руки — хоть в одной или нескольких версиях реальности потом пожил спокойно.

В заключение

Кто любит сянься — рекомендую! Поклонники Бай Лу, Цзэн Шуньси — то же самое.

Дорама необычная: по костюмам, построению сюжета, по отношению светлого клана к темному, по фокусировке на почти семейных разборках, а не на эпических событиях. Да и финал заковыристый.

Единственное, с чем не согласна, так это с тезисом: Ненависть — всего лишь любовь, доведенная до крайности. Нет уж, мои дорогие, ненависть всякая бывает! Например, за иное мировоззрение ненавидят.

А вот пересмотреть я, пожалуй, вернусь. Через время. Для меня дорама не топовая, однако актерская игра зацепила. На мой взгляд, проект удался.

Недовольство зрителей могу списать на неумение дождаться финала прежде, чем составлять общее мнение. Ну, и на неприятие китайского менталитета: с его кровавой местью, обязательной жертвенностью, долгим поиском своего пути, просветления и вот всего этого, чисто азиатского и нам не присущего. Не сразу считываются причины происходящего. И не у всех хватает терпения ждать, долго разбираться во всех тонкостях экранных отношений. Да и романтики тут в привычном понимании просто нет. Месть, долг, амбиции, следование или не следование правилам, старые обиды, боль, поиск прощения и точек соприкосновения — вот главные двигатели сюжета. Любовь здесь в общем, более высоком смысле показана: к людям, Трем мирам.

error: