Начало темы здесь: Зачем автору социальные сети?
Когда встает вопрос взаимодействия с читателями, самое главное — исходить из их интересов.
В первое время люди присоединяются к страничке автора в социальных сетях исключительно потому, что он даёт им что-то интересное или полезное в рамках интересующего жанра. Им абсолютно всё равно, сколько у автора книг, какие премии он получил. Важно лишь одно — будет ли это произведение, о котором упоминается на страничке, развлекать или нет (есть ли от него эмоциональная польза)? Точно так же все мы выбираем фильм на вечер, игнорируя послужной список режиссера.
Поэтому отбрасываем все страхи и перестаем придумывать истории о тех людях, которых совсем не знаем. Не нужно воображать, как они должны воспринимать нас. Лучше сосредоточиться на сборе фанатской базы, заинтересованной определенным жанром и темой. И не забывать, что люди ждут от автора творчества на постоянной основе. Книгу покупают только после её выпуска, а затем ждут новую.
Важно! На каждый интерес найдутся те или иные люди. Если автор научился писать хорошо и знает, чего ожидает его целевая аудитория, у него всё получится.
Сбор аудитории
Сбор аудитории осуществляется:
- под событие (приглашение на релиз, обещание скидки, различные мероприятия);
- и под регулярные обновления (автор будет показывать и рассказывать что-то интересное).
Важный момент! Необходимо принять тот факт, что невозможно всем нравиться. Даже если автор пишет исключительно плохо, он об этом прекрасно знает и пытается расти над собой. Поэтому любые негативные комментарии стоит воспринимать с абсолютным спокойствием. Да, пишу не очень хорошо. Но мне нужно получить определенные навыки. И уже через год упорного труда мои книги будут лучше. Это нормально!
А комментаторов, пытающихся самоутвердиться за счет молодого (или немолодого в плане опыта) автора, лучше сразу отправлять в бан.
К остальным критикам, при условии что их комментарии помогают набраться опыта и вырасти над собой, стоит прислушаться. Очень важно, когда кто-то в состоянии взглянуть на произведение трезвым взглядом и сказать, что получается, а что нет.
Ещё лучше, если этот кто-то делает это не публично, а приватно. Причем спрашивает, нужна ли автору критика вообще (элементарная вежливость, о которой часто забывают в интернете!).
Ведь критика бывает двух типов:
- когда автор комментария пишет его для других читателей, выражая свое мнение (такие комментаторы помогают писателю исследовать свой рынок, хотя читать их может быть неприятно);
- когда комментатор буквально говорит сам с собой, занимаясь троллингом ради самоутверждения (таким товарищам можно отвечать крайне вежливо, играя на контрасте для собравшейся публики, либо банить, дабы сберечь собственные нервы).
Главное не забывать о собственных интересах: росте количества подписчиков и продажах книги. Спорить с дураками бессмысленно. Энергия должна тратиться на действительно важные вещи, а не на пустые комментарии.
Образ автора
Автор может придумать себе любой образ. Но важно запомнить, что он отныне работает только так и следовать выбранной ипостаси. Такой подход избавляет от внутреннего конфликта и не шокирует читателей.
Варианты построения образа:
- Я такой, как есть. Это удобно, когда внутренняя энергетика автора совпадает с проектом (новой книгой).
- Показ себя в приукрашенном виде, например ношение одежды определенного стиля, прическа, косметика.
Но здесь нужно понимать, что публика примет писателя в любом виде, если он даёт ей то, чего она хочет. Также верно и то, что если автор транслирует сильную энергетику и уверенность в себе, неважно как он выглядит.
Неуверенность в себе (эта подлая мыслишка «Да кому я нужен?»), упрятанная глубоко в душе, сведёт на нет все усилия по раскрутке авторской страницы в социальных сетях! Потому что такая внутренняя энергетика будет транслироваться буквально через всё: текст, фотографии, оформление страницы в целом.
Выход для неуверенных в себе — строить социальные сети вокруг своего жанра, а не себя или книги. Собственные произведения здесь будут выглядеть как дополнение к выбранному жанру.
Третий вариант построения образа: вообще себя не показывать. Тогда на аватар устанавливается портрет героя или воображаемое альтер-эго. А страничка ведётся от имени вымышленного автора, под псевдонимом. Почему нет? Писатель может это сделать безо всяких проблем.
Важный момент. Читатели и подписчики приходят к автору по рекламе, рекомендации друзей или через комментарии самого автора в социальных сетях. Что они видят на авторской странице? Для оценки себя необходимо нажать специальную кнопочку меню (в ВК и на Фейсбук она точно есть) — называется примерно «как вашу страницу видят другие» или что-то в этом роде.
Так вот, страница должна транслировать род занятий автора — писатель, и его жанр, тему произведения. Никаких лишних фотографий, информации!
Включите критическое мышление. Вы хотите подписаться на свою страницу, она точно интересная? Какого целевого действия вы ожидаете от читателя?
Если книга уже написана, даётся ссылка, где ее можно почитать бесплатно (если это первое произведение автора), либо, где её можно купить (если книга — это продолжение истории, а сам автор уже более-менее известен своей целевой аудитории).
Целевое действие указывается первым постом, закреплённым вверху страницы. Потому что аудиторию можно собрать единственным способом — через какое-то действие, нажатие кнопки (купить, посмотреть бесплатно, подписаться на событие, подписаться на рассылку — последнее актуально для сайта автора и странички ВК).
Запрещённые действия
Чего нельзя делать:
- отклоняться от темы;
- разводить у себя «помойку»;
- разрушать образ автора;
- тратить силы на троллей (либо в бан, либо вежливая небольшая дискуссия ради создания собственного привлекательного образа);
- писать на спорные темы вроде вакцинации, политики, религии, очередной войны (писать можно, только если это тема книги);
- срываться на эмоции.
Взаимодействие с читателями выстраивается постепенно, так как автор-новичок пока ещё не знает, как правильно общаться с аудиторией. Он учится на собственных ошибках. Чтобы найти свой стиль требуется время. Но знайте — покупают у того, кого хорошо знают, кто нравится и кому доверяют.
Все собравшиеся на странице читатели будут делиться на три категории:
- просто читают (наблюдают, не ставя «лайки»);
- активно взаимодействуют (делятся записями, ставят «лайки», комментируют);
- троллят (такие люди гуляют от одного аккаунта к другому, тратя жизнь на написание всяких гадостей — их в бан).
Что делать автору-новичку?
Первое! Составить контент-план и сделать заготовки записей, чтобы публиковать посты на регулярной основе.
Записи бывают:
- ознакомительными (для представления автора публике, для наблюдения за процессом написания книги);
- созданными для взаимодействия с читателями (опросы, помогающие выяснить предпочтения ЦА);
- созданными для ознакомления непосредственно с книгой, в том числе содержащими целевое действие (купить, прочесть, оставить комментарий).
Но в любой записи важно контролировать эмоциональный фон! Писатель должен оставаться таковым всё время, чтобы не выйти из образа. Также необходимо отвечать на все комментарии людей, желающих пообщаться вдумчиво. Это «золотой фонд» писателя.
О подписной базе и рекламе
Бизнес-страницы ВК и Фейсбук меньше показывают подписчикам новые записи. Но здесь важен сам факт подписки. Когда придёт время, автор делает рассылку с рекламой вышедшей книги для всех своих подписчиков, а также рекламу, направленную на аудиторию похожих людей (самая ценная возможность соцсетей!).
Группы хорошо работают, если автор уже известен. Или когда он пишет на интересную для многих тему, например, о своём жанре. Либо на его бизнес-странице собралось достаточно много подписчиков, которых можно пригласить и в группу для обсуждения темы, жанра в целом (не конкретной книги автора!).
На личном сайте сбор аудитории происходит через рассылку. Люди оставляют свои электронные адреса, а автор регулярно высылает им письма через специальные почтовый сервис. По хорошему в этих письма должны содержаться коротенькие истории из серии, которую сейчас пишет автор (конечно же, если у него на такой дополнительный труд хватает сил и времени). Либо рассказы из своей биографии, какие-то байки.
Для чего нужна рассылка:
- через почту распространяются призывы купить или прочесть вышедшую книгу;
- либо подписная база используется для рассылки рекламы в социальных сетях (при условии, что потенциальные читатели зарегестрированы в соцсети через этот же почтовый адрес).
Самиздат
Платформы самиздата также подходят для сбора подписчиков. К примеру Литнет или Автор.тудей.
Аудитория на самиздате набирается через поглавное регулярное выкладывание уже готовой книги. Новички делают это бесплатно.
О настройке аудитории в рекламном кабинете
В соцсетях аудитории настраиваются так:
- Вариант 1: вы показываете рекламу тем, кто подписался на вашу страницу. Важно! В Facebook нельзя настроить рекламу на группу, а Вконтакте можно.
- Вариант 2: вы можете выбрать готовую аудиторию, которую вам предложит Facebook или Вконтакте. Она выбирается по географии, полу, возрасту, языку и интересам. Вконтакте ещё позволяет настроить рекламу на подписчиков той или иной группы.
- Вариант 3: вы можете загрузить в систему список из электронных почт своих подписчиков. Сохраняете его в файле и загружаете в рекламный кабинет. Если система найдёт эти e-mail среди своих подписчиков, она покажет им вашу рекламу. Главное, чтобы люди использовали указанные ранее e-mail для регистрации в Facebook, Instagram и Вконтакте.
Что важно знать на первом этапе продвижения?
- Первое. В начале пути ставьте только микро-цели. Например, заполучить десять подписчиков.
- Второе. Культивируйте любовь подписчиков к вашему жанру, а не к вашей книге. Тогда соберётся нужная аудитория, благосклонно воспринимающая и ваше произведение.
- Третье. Помните, что подписчики основного (личного) профиля не имеют никакого отношения к вашим будущим читателям. На них особо рассчитывать нельзя — не прочтут и не купят книгу в 99% случаев!
- Четвёртое. Функционал Фейсбука самый сложный. Чтобы освоиться здесь, придётся на досуге просмотреть все кнопочки меню. Или даже ознакомиться с обучающими роликами на Ютуб (например, найти информацию, как создать рекламный кабинет и саму бизнес-страницу).
- Пятое. Для определённых жанров (эротика, например) лучше делать закрытые группы. Так подписчики будут чувствовать себя комфортно. Для вступления в такую группу можно задать несколько вопросов, чтобы отсечь людей, которым ваш жанр и тема не интересны (спросить, какая любимая книга в этом жанре, или последняя книга автора, или ещё что-то важное).
- Шестое. Как делается рассылка? Выбирается тема и письма высылаются раз в неделю или раз в месяц (кому как удобно).
- Седьмое. Полезно создавать фотоальбомы в ВК и на Фейсбук. Здесь можно разместить фото актеров, которые вдохновили на создание того или иного персонажа. Показать иллюстрации к книге. Дать картинки с цитатами из неё. Если подписчикам что-то понравится, они нажмут кнопочку «поделиться».
- Восьмое. О чём писать? Отталкивайтесь от того, что интересует поклонников жанра.
Любовные романы — нужна эротика; исторические — эпоха, музыка, искусство, традиции; фэнтези и фантастика — магические животные, альтернативная реальность, открытия, изобретения, научные факты. Вся нужная информация берётся из комментариев под популярными романами в вашем жанре. Можно писать о своих героях. О собранных для книги материалах — что пошло или не пошло в произведение, почему. Хорошо цепляют аудиторию посты с обещанием скидок и с пометками «новое», рассказы о любимых писателях автора в его жанре (их распродажи, скидки, выходы новых книг). Отлично работают простые опросы: «что вы подумаете, повстречав такую героиню?» — и варианты ответов. А также просьба совета (что почитать, где купить, где найти). Как назвать героя, как его одеть. Можно также проводить конкурсы с небольшими призами. Например, спойлерами к книге или описанием какого-нибудь героя, события. Либо просить советов у специалистов, подписавшихся на страничку.
Но основная задача автора — культивировать в людях любовь к чтению. Неважно, насколько серьёзная будет литература. Люди всё равно относят себя к читающим и даже гордятся тем, что не просиживают время за компьютерными играми и сериалами. Им важно знать места, где они могут собираться, и места, где находятся люди пишущие в их любимом жанре.