Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

У героя любого литературного произведения есть мотив, который условно делится на две составляющие: внешнюю, направленную на какую-то цель, и внутреннюю, включающую развитие этого персонажа.

Для удобства понимания можно сказать, что у главного героя есть мотив, нацеленный вовне, и есть внутреннее стремление измениться. Это очень важный момент, позволяющий понять, как создать антагониста!

Мотив + стремление

У работы над сотворением главного героя есть несколько этапов.

Сначала автор придумывает систему персонажей, опирающуюся на главную тему произведения.

Затем выбирает из всей канвы персонажей того, кто ему наиболее интересен и у кого есть тенденции к развитию (есть драматическая составляющая, возможность показать моральный выбор, преображение характера).

антагонист-2

Читать:

Что такое система персонажей и как ею пользоваться?

Создание главного героя, похожего на живого человека

Далее нужно проработать все линии стремления главного героя: разобраться с внешней и внутренней мотивацией.

Для этого есть универсальные правила:

1. У ГГ только одно стремление, становящееся по мере развития сюжета сильнее.
2. Это стремление ясное и понятное читателю.
3. Желание удовлетворяется (или нет) только к концу произведения.

Подробнее:

Первое. Внешний мотив героя может изменяться по мере действия, особенно, если сюжетная линия напоминает извилистую тропу (читать: Пять основных типов сюжета). Но при этом общее внутреннее стремление остаётся прежним. Например, герой хочет стать храбрым.

Желательно, за редкими исключениями, чтобы даже при изменении (корректировке) внешнего мотива внутреннее стремление сохранялось (то, ради чего всё делает герой). Не должно быть «маятника» между внутренними состояниями героя! Из-за подобных метаний теряется цельный образ персонажа.

Второе. Чем конкретнее мотив, тем проще читателю сопереживать ГГ. Ни один человек не может что-то делать, если не найдёт для этого внутреннее оправдание, даже если идёт речь об убийстве!

Связь читателя с героем наступает в тот момент, когда становятся понятны причины его поступков. Когда читатель может спроецировать на себя происходящее с ГГ. «Он делает это, потому что... (наверное, я поступил/не поступил бы точно так же)».

Контрольный вопрос здесь один — достиг ли герой цели? Если цель не просматривается с самого начала книги, следует это исправить! Необходимо яснее показать стремления ГГ.

Третье. А добиться своей цели герой должен только к концу истории. Потому что достижение цели в середине автоматически превращает последующие события во вторую сюжетную линию (ГГ начинает путь к следующей цели).

Ещё раз по порядку:

1. Выбор темы.
2. Построение системы персонажей.
3. Выбор ГГ, максимально интересного автору и способного к развитию в рамках выбранной темы.
4. Проработка дуги характера ГГ — как он будет развиваться? Какой будет сдвиг?
5. Проработка стремления ГГ — к чему он будет стремиться (внутренняя мотивация)?
6. И последний этап проработки ГГ — это создание АНТАГОНИСТА.

Противник

Самая часто встречающаяся проблема самиздата — слабый противник.

Нужно понимать, что ГГ интересен читателю настолько, насколько будет интересен антагонист. Это две взаимосвязанные «вещи».

Как создать хорошего антагониста? Постоянно держать высокий класс игры — соперники должны находиться приблизительно на одном уровне по силе и возможностям.

антагонист-3

Ошибки

Главные ошибки при создании противника:

  1. Первая: показать антагониста гипертрофированным злодеем, цель которого убивать и делать сплошные гадости из «любви к искусству». Это скучно и шаблонно. Такие персонажи в наши дни уже никому не интересны.
  2. Вторая: недооценивание противника, когда его придумывают исключительно для создания внешнего конфликта. Здесь проблема в том, что у автора не получается достойный антагонист. Конфликт кажется мелким по уровню накала страстей.

Кратко: Противник должен соответствовать герою! Быть не сильнее и не слабее его. И при этом не являться карикатурным воплощением зла.

Правила создания

Правила создания противника следующие:

1. Необходимость присутствия.
2. Антагонист личность (есть физическое воплощение).
3. Ценности противоположны ГГ.
4. Нравственная позиция сильна.
5. Есть схожесть с ГГ.
6. Нахождение рядом.

Первое: ключевой момент — антагонист необходим в произведении! Без него никто не транслирует ценности, противоположные ценностям героя; никто не давит на ключевой недостаток ГГ — не создаётся ярко выраженный конфликт.

Второе: в качества противника не должен выступать город, общество, животное, природное явление (как в фильмах-катастрофах), потому что такие произведения не несут особой культурной ценности из-за отсутствия выраженного антагониста. Человека, ценного как личность не меньше, чем сам герой.

Зачастую антагонист в произведениях литературы выступает в роли своеобразного двойника главного героя.

Концепция здесь такая: берётся два параллельных персонажа, очень похожих по социальному статусу, происхождению, воспитанию; отношению к религии, семье, родителям, противоположному полу. Но у них есть одно кардинальное отличие, которое и рассматривается писателем в качестве темы произведения.

Такой подход к личности антагониста позволяет автору обострить драматическую ситуацию до предела, так как внешнее сходство лишь подчёркивает основную точку конфликта.

Третье: противоположные ценности выбираются, исходя из темы произведения. Есть персонажи, транслирующие разные точки зрения на одну проблему. Те ценности, которые диаметрально противоположны ценностям героя с учётом главной темы, принадлежат его противнику. Простейший пример: тема — вера в Бога, герой — верующий или сомневающийся человек, антагонист — атеист.

Четвёртое: сильная нравственная позиция. Злодей от природы — шаблонная, неинтересная личность. В большинстве конфликтов не бывает абсолютно правых и абсолютно виноватых людей. Абсолютное добро и зло — это сказка.

В хорошем драматическом произведении как ГГ, так и его противник свято верят в свою правоту. И для этого у них есть веские основания. При этом каждый из них ошибается по-своему. Читатель должен сам выбрать, кто по его мнению прав и чья сторона (точка зрения, ценности) ему ближе.

У противника должен быть сильный мотив или такое же сильное оправдание своих поступков, например, месть за близкого человека. Нужно дать читателю понять, почему антагонист считает, что он может так поступать.

Пятое: похожесть. Контраст между ГГ и противником силён, ярко выражен, очевиден лишь тогда, когда у них много общего.

Шестое: противники физически находятся рядом (работают вместе, например, или попали в одну и ту же ситуацию), что приводит к возникновению так называемого котла/клетки конфликта. Персонажи не могут избежать столкновения. Есть обстоятельства, из-за которых они не в состоянии просто уйти или уехать. Нет альтернативы.

Клетка задаётся буквально несколькими предложениями — описанием ситуации или места действия.

Суммируя сказанное: Антагонист в литературе это персонаж, у которого:

  • а) есть оправдание в глазах читателей даже для неблаговидных поступков;
  • б) есть веские и логичные причины, по которым физически не удаётся избежать столкновения с ГГ (например, семейные узы, совместная работа);
  • в) присутствует умение давить на главную слабость героя.

error: