Автор может подавать материал двумя способами.
- Первый: отстраняясь и призывая читателя созерцать только созданный мир. Автор в это время находится как бы сценой.
- Второй: активно вплетая своё мнение и свою персону в повествование. Автор здесь откровенно говорит — смотрите, насколько я хорош, почувствуйте, что я об этом думаю!
Проще говоря, первый способ — это преуменьшение, а второй — преувеличение (гипербола).
Здесь будет нелишним вспомнить Джорджа Оруэлла, сказавшего, что хорошее письмо, как окно. Оно лишь обрамляет мир книги, но никак не подчёркивает авторскую эрудицию. При этом автор в любом случае (преувеличивая ли, преуменьшая ли) ограничивает горизонт за окном повествования, умещает его в какие-то рамки.
Когда требуется преуменьшение?
Преуменьшать следует в тех случаях, когда тема повествования напряжённая и серьезная. Тогда создаётся впечатление, что история рассказывается себя сама.
Например, рассказ о взрыве атомной бомбы над Хиросимой Джон Херси начинает с описания самых ординарных обстоятельств — две девушки-клерка собираются заговорить. Ужас, произошедший после этого, ещё больше впечатляет на контрасте обычного утра в офисе и последовавшей трагедии.
Этот же публицистический приём отлично подходит для художественной прозы, когда описываются жуткие события вроде казни. Не нужно авторского гнева или отвращения! Скупой рассказ с говорящими деталями заставит читателя откликнуться интеллектуально и эмоционально.
Автор должен отстраниться и дать читателю самому понять, что же он чувствует — сделать собственный вывод о прочитанном.
Практический пример
Допустим, описывается ссора двух влюблённых.
Первый вариант описания:
Анна с отвращением плюнула под ноги.
-Как ты мог мне изменить, тварь? — её лицо исказил гнев, а в сердце поселилась щемящая пустота, — Ненавижу!
Она крикнула так, что эхо пролетело по подъезду.
— Я тебя ненавижу! — повторила Анна, не глядя на Вадима. И вдруг горько заплакала.
Это как раз демонстрация отношения автора к происходящему. Он осуждает Вадима, показывая гнев и отчаяние Анны.
Второй вариант:
Анна замедлила шаг.
-Почему ты мне изменил? — тихо спросила она.
Вадим молчал, но в полумраке подъезда она расслышала его учащённое дыхание. «Молчание — знак согласия. Значит, угадала?». Анна сжала кулаки так, что ногти впились в ладони.
Второй вариант выглядит сильнее и достовернее как раз за счёт отстранённого повествования. Читатель сам осознает, насколько больно Анне терять любимого мужчину. Гнев и показное отвращение в первом примере, навязанные автором читателю, проигрывают простой, почти документальной констатации происходящего.
Ну и опять же, не забываем о главном: важно не рассказывать, а показывать. Говорить, что героиня гневно кричит мало. Важно показать, её напряжение и гнев — замедление шага, глухую от волнения речь, сжатые до боли пальцы.