Ниже будут рассмотрены некие универсальные правила, применяемые для создания живых персонажей. Но здесь важно понимать — когда теория сталкивается с практикой, в приоритете оказывается отдельно взятая история, с которой работает автор. Для неё та или иная техника может не сработать или даже пойти во вред.
В писательстве всегда так. Нужен индивидуальный подход. Истинное мастерство рождается из умения нарушать правила. И это следствие глубокого самопознания, понимания конкретного произведения, его замысла. Литература на 80% субъективна! Любое произведение — это продолжение автора, его душа, выплеснутая в какое-то количество знаков.
Универсальные правила
Если у автора нет особой идеи (допустим, пишет для конкурса в заданном жанре или роман заказан), он просто садится и начинает работать с персонажами.
Как это сделать? Проработка каждого персонажа включает два уровня:
- внешний (что его окружает, что он из себя представляет);
- и внутренний (потребности, мотивы, цели).
Стандартно биография — это некая карточка, которую нужно заполнить. Она включает такие сведения:
- основные данные;
- как выглядит герой;
- политические предпочтения;
- привычки;
- привязанности/любовь;
- установки;
- социальное положение;
- собственно биография;
- психология (внутренний мир).
Определенно польза от биографии имеется, но с неё не нужно начинать! Биографические сведения закрепляют уже сформированный образ персонажа. При составлении такой карточки появляется множество деталей, не создающих ядро образа и не двигающих сюжет. По своей сути все эти вещи вторичны.
На первом же этапе нужен понятный характер с уже сформулированными противоречиями, очевидными желаниями, проблемами, архетипом (достоинства и недостатки). Нужно ядро образа. Только вокруг него можно расписать все биографические детали, включая политические предпочтения и прочее.
Для чего это делается? Чтобы все грани биографии были психологически достоверными. Чтобы внутренний мир не вступал в противоречия с биографическими данными, а внешний вид коррелировал с политическими или религиозными взглядами.
Что упускают?
Чаще всего в вопросах по карточкам (досье) персонажей упускают следующее:
1)Не говорят о мечте персонажа по отдельности от мотива.
Мотивация — это не всё, что есть у героя. Это не всё, к чему он стремится. Мечта — нечто недосягаемое. Мотив — то, к чему можно дойти в итоге, сделав несколько шагов.
Достижение цели согласно мотиву дает возможность показать счастливый конец с надеждой на осуществление мечты героя. Мечта как бы закрепляет мотив. Но если мечта исполнилась, даже недосягаемая цель не расстроит героя. Эти две вещи (мечта и мотив) позволяют тонко играть с эмоциями читателя. Это важно для понимания образа героя.
2)Второй недооцененный момент — это причуда. Необычное, странное или даже дикое в характере (образе) персонажа.
У каждого человека есть странности, которые он привык умалчивать, или о которых не рассказывает всем. Конечно, их может и не быть. Но у персонажа книги причуда важный элемент характера. Например, он вырезает на своем теле неприличные слова (идеально для триллера). Причуда дает персонажу ожить. Делает его особенным, контрастирующим с местным населением.
3)Третий момент — упущение ценности поступка.
Нельзя персонажа просто характеризовать — он трусливый, злой, и тому подобное. Нужно показывать черты его характера через конкретные поступки. А для этого требуются сцены, где показан выбор у персонажа.
Как это делается? Придумывается два-три важных поступка, совершенных героем до событий книги. По ним характер просматривается гораздо ярче, чем по самой точно прописанной биографии.
Что определяется как поступок? Простой пример. Герой в детстве видел, как сгорел его дом. И его характер изменился. На самом деле этот факт ни о чём не говорит, и ни на что не влияет! В описанном событии герой ничего не сделал. Созерцательные сцены ничего не говорят о характере персонажа. Нужны активные действия с его стороны. Нужен выбор! Тот же пример. Горит дом, а герой решает — спасать из огня ребёнка или бежать за пожарными, а может быть трусливо остаться на месте? Если он останется на месте, это всё равно окажется поступком — следствием его выбора.
В заключение
Итак, ещё раз о том, как работать с персонажами. Допустим перед автором чистый лист. Он имеет лишь общее представление о внешности героя. Что делать?
- Первое. Придумать три важных поступка из прошлого героя, показать его выбор. Это позволит максимально прочувствовать персонажа, понять, как он развивался.
- Второе. Дать ему мечту.
- Третье. Придумать странность или причуду.
- Четвертое. Нарастить «мясо» — психологические и моральные недостатки, мотивацию и цель, и так далее. Всё это психологически достоверно, так как автор уже увидел своего персонажа через три поступка.
Конечно же, такая проработка образа не отменяет написание краткой биографии. Чем больше информации о персонажах, тем лучше. Главное не погрести образы под множеством ненужных подробностей. Подробность — не одно и то же, что деталь. Это ненужная вещь.
Больше о работе с деталями:
Частная деталь в художественном произведении
Классификация деталей — что нужно знать автору?
Подробное или беглое описание (широкие мазки)?
«Рояль в кустах» — как использовать общие детали в произведении?
«Чеховское ружьё» стреляет или как избавиться от «рояля в кустах»?