Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Написать интересное произведение с захватывающим сюжетом, яркими героями, запоминающимся конфликтом только половина дела! Дальше автора ждёт не менее важное занятие, чем сочинительство – редактирование текста книги. Конечно, в издательствах для этого есть специально обученные люди: редакторы и корректоры. Но изначально безграмотную рукопись вряд ли возьмут в работу.

Поэтому вычитка и редактура в наши дни – это один из обязательных этапов написания книги, которого автору не избежать (если он хочет действительно публиковаться и быть читаемым).

Что нужно сделать, когда текст готов?

Первое правило писателя – отложить текст в стол хотя бы на одну-две недели, когда книга уже дописана. Этот приём позволяет эмоционально отстраниться от произведения. Глаз становится «незамыленным» (насколько это возможно, когда редактируешь собственное литературное детище).

Второе правило: дать почитать книгу людям, мнению которых доверяешь – родным, друзьям, коллегам, бета-ридеру. А потом поинтересоваться, какие недостатки они обнаружили в тексте. Конечно, доверять чужому мнению полностью нельзя. Однако вычитка книги посторонними людьми помогает автору убедиться в том, что произведение написано удачно или же, наоборот, попытка что-то сочинить завершилась полным крахом (к сожалению, и такое бывает).

Третье правило: если литературное редактирование книги в электронном варианте даётся сложно, визуализируйте её – распечатайте на бумаге (хотя бы наиболее проблемные главы или сцены). Бумажный вариант проще править. Просто делайте пометки ручкой или карандашом, а потом вносите изменения в электронный документ.

Четвёртое правило: приступайте к окончательной правке, как только выполните три первых пункта.

От малого к большому

Проще всего начать работу с анализа предложений. Что здесь важно?

  1. Благозвучие в целом.
  2. Подбор синонимов.
  3. Удаление тавтологии.
  4. Исключение любого словесного мусора: притяжательных местоимений, многократного повторения глаголов (чаще всего писатели грешат постоянным употреблением «был, было, были»), лишних вводных слов, нагромождения из причастных и деепричастных оборотов.

Дальше правятся абзацы. Общее правило здесь одно: абзац – это сформулированная мысль об одном предмете (например, погоде). Что ещё важно?

  1. Исключение потери сути, когда на целом листе написано не пойми о чём.
  2. Красота повествования. Возможно, какие-то предложения из абзацев стоит убрать, а другие сократить или расширить, переместить на новое место?
  3. Замена синонимами одних и тех же слов, стоящих в соседних предложениях.
  4. Контроль разнообразия словесных конструкций. Нельзя повторяться в соседних предложениях! Это условно допустимо в статьях, но не в литературном произведении.

На уровне глав можно и нужно вносить правки в сюжет, что-то добавляя или исключая. И даже изменять концовку, вырезать целые сцены, по-другому раскрывать героев, идеи. Свежий текст как сырая глина, из которой можно лепить что угодно.

15 вопросов для проведения правки

Следующие пятнадцать вопросов помогут разобраться в качестве написанного как самому автору, так и его помощникам (бета-ридерам, друзьям, родственникам). Задайте их себе или тем, кто проводил первоначальную вычитку.

правка-3
  1. Прослеживается ли главная тема? Транслируются ли читателям определённые ценности и смыслы?
  2. Затрагивает ли произведение в эмоциональном плане? Хочется ли сопереживать героям?
  3. Нет ли шаблонных персонажей (без внутренних противоречий, злодеев без единой положительной черты или героев без единого изъяна)?
  4. Просматривается ли сдвиг характеров? Герои растут и изменяются или топчутся на одном месте?
  5. Есть ли ощущение законченности произведения – все конфликты логически развязаны к финалу?
  6. Правильно ли выбран момент начала? Не затянуто ли оно? Может быть, история ведётся издалека и до первого столкновения героев с трудностями проходит слишком много времени?
  7. Прослеживается ли логическая цепочка во всех событиях истории?
  8. Не потеряла ли кульминация элемента неожиданности? Герой перед кульминацией успел побывать «на самом дне»? Затрагивает ли кульминация и развязка чувства читателей?
  9. Описаны ли все значительные события, не упущены конфликты? Нарастают ли конфликты по мере движения вперёд?
  10. Основной конфликт передаётся через визуальные образы, оппозиции?
  11. Есть ли символ в произведении? Как он меняется?
  12. Не показан ли сдвиг характера слишком резко, без подводки читателя к мысли о том, что герой может измениться?
  13. Нет ли лишних сцен? Все ли они имеют логичные причины и следствия? Влияет ли каждая конкретная сцена на развитие конфликта в целом? Если эпизод можно удалить без особого вреда для сюжетной линии, его без сожаления выбрасывают.
  14. Насколько качественно прописан финал? При трагичном исходе есть надежда, что всё будет хорошо? При позитивном финале не кажется, что герою победа досталась слишком легко?
  15. Понятно ли из текста, что главные герои безвозвратно изменились? Не произошло ли это само по себе, без влияния ключевых событий?

В среднем на совершенствование рукописи уходит от нескольких недель до года (!). Поэтому просто наберитесь терпения и работайте.

Интересные статьи по теме:

Планирование сюжета — как связать события? Техника: «следовательно, но»

Кульминация как логичное завершение сюжетной линии

Писать стильно: избавляемся от канцелярита

Писать стильно: как использовать сильные глаголы

Писать стильно: свежие и оригинальные образы

Писать стильно: порядок слов в предложении

Писать стильно: как работать с ритмом

В наши дни только безупречные (или близкие к идеалу) рукописи принимаются в печать – у современных издателей просто нет времени и желания «ловить блох»: исправлять ошибки, продираться сквозь запутанные предложения, вычищать неудавшиеся вступления, переходы, сокращать и корректировать диалоги, бороться с «перенаселением мира» лишними героями.

error: