Написать интересное произведение с захватывающим сюжетом, яркими героями, запоминающимся конфликтом только половина дела! Дальше автора ждёт не менее важное занятие, чем сочинительство – редактирование текста книги. Конечно, в издательствах для этого есть специально обученные люди: редакторы и корректоры. Но изначально безграмотную рукопись вряд ли возьмут в работу.
Поэтому вычитка и редактура в наши дни – это один из обязательных этапов написания книги, которого автору не избежать (если он хочет действительно публиковаться и быть читаемым).
Что нужно сделать, когда текст готов?
Первое правило писателя – отложить текст в стол хотя бы на одну-две недели, когда книга уже дописана. Этот приём позволяет эмоционально отстраниться от произведения. Глаз становится «незамыленным» (насколько это возможно, когда редактируешь собственное литературное детище).
Второе правило: дать почитать книгу людям, мнению которых доверяешь – родным, друзьям, коллегам, бета-ридеру. А потом поинтересоваться, какие недостатки они обнаружили в тексте. Конечно, доверять чужому мнению полностью нельзя. Однако вычитка книги посторонними людьми помогает автору убедиться в том, что произведение написано удачно или же, наоборот, попытка что-то сочинить завершилась полным крахом (к сожалению, и такое бывает).
Третье правило: если литературное редактирование книги в электронном варианте даётся сложно, визуализируйте её – распечатайте на бумаге (хотя бы наиболее проблемные главы или сцены). Бумажный вариант проще править. Просто делайте пометки ручкой или карандашом, а потом вносите изменения в электронный документ.
Четвёртое правило: приступайте к окончательной правке, как только выполните три первых пункта.
От малого к большому
Проще всего начать работу с анализа предложений. Что здесь важно?
- Благозвучие в целом.
- Подбор синонимов.
- Удаление тавтологии.
- Исключение любого словесного мусора: притяжательных местоимений, многократного повторения глаголов (чаще всего писатели грешат постоянным употреблением «был, было, были»), лишних вводных слов, нагромождения из причастных и деепричастных оборотов.
Дальше правятся абзацы. Общее правило здесь одно: абзац – это сформулированная мысль об одном предмете (например, погоде). Что ещё важно?
- Исключение потери сути, когда на целом листе написано не пойми о чём.
- Красота повествования. Возможно, какие-то предложения из абзацев стоит убрать, а другие сократить или расширить, переместить на новое место?
- Замена синонимами одних и тех же слов, стоящих в соседних предложениях.
- Контроль разнообразия словесных конструкций. Нельзя повторяться в соседних предложениях! Это условно допустимо в статьях, но не в литературном произведении.
На уровне глав можно и нужно вносить правки в сюжет, что-то добавляя или исключая. И даже изменять концовку, вырезать целые сцены, по-другому раскрывать героев, идеи. Свежий текст как сырая глина, из которой можно лепить что угодно.
15 вопросов для проведения правки
Следующие пятнадцать вопросов помогут разобраться в качестве написанного как самому автору, так и его помощникам (бета-ридерам, друзьям, родственникам). Задайте их себе или тем, кто проводил первоначальную вычитку.
- Прослеживается ли главная тема? Транслируются ли читателям определённые ценности и смыслы?
- Затрагивает ли произведение в эмоциональном плане? Хочется ли сопереживать героям?
- Нет ли шаблонных персонажей (без внутренних противоречий, злодеев без единой положительной черты или героев без единого изъяна)?
- Просматривается ли сдвиг характеров? Герои растут и изменяются или топчутся на одном месте?
- Есть ли ощущение законченности произведения – все конфликты логически развязаны к финалу?
- Правильно ли выбран момент начала? Не затянуто ли оно? Может быть, история ведётся издалека и до первого столкновения героев с трудностями проходит слишком много времени?
- Прослеживается ли логическая цепочка во всех событиях истории?
- Не потеряла ли кульминация элемента неожиданности? Герой перед кульминацией успел побывать «на самом дне»? Затрагивает ли кульминация и развязка чувства читателей?
- Описаны ли все значительные события, не упущены конфликты? Нарастают ли конфликты по мере движения вперёд?
- Основной конфликт передаётся через визуальные образы, оппозиции?
- Есть ли символ в произведении? Как он меняется?
- Не показан ли сдвиг характера слишком резко, без подводки читателя к мысли о том, что герой может измениться?
- Нет ли лишних сцен? Все ли они имеют логичные причины и следствия? Влияет ли каждая конкретная сцена на развитие конфликта в целом? Если эпизод можно удалить без особого вреда для сюжетной линии, его без сожаления выбрасывают.
- Насколько качественно прописан финал? При трагичном исходе есть надежда, что всё будет хорошо? При позитивном финале не кажется, что герою победа досталась слишком легко?
- Понятно ли из текста, что главные герои безвозвратно изменились? Не произошло ли это само по себе, без влияния ключевых событий?
В среднем на совершенствование рукописи уходит от нескольких недель до года (!). Поэтому просто наберитесь терпения и работайте.
Интересные статьи по теме:
Планирование сюжета — как связать события? Техника: «следовательно, но»
Кульминация как логичное завершение сюжетной линии
Писать стильно: избавляемся от канцелярита
Писать стильно: как использовать сильные глаголы
Писать стильно: свежие и оригинальные образы